Обобщение опыта работы Художественно-творческое развитие детей

Обобщение опыта по  теме самообразования :

«Художественно- творческое развитие дошкольников среднего возраста».

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению.

                                                                          Л.С.Выгодский

Каждый ребёнок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце доброте и красоте, помочь осознать своё место и предназначение в этом мире.

 

Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней.
Поэтому очень важно, используя это стремление обогащать чувственный опыт ребёнка и создавать условия для развития художественного творчества.

Дети на прогулке учатся познавать красоту природного мира и стараются передавать в своём непосредственном творчестве. В группе соответственно созданы все условия для свободного творчества.

 

В настоящее время дошкольные учреждения перешли на  проектный метод

деятельности, который очень актуален и эффективен: он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания,

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.   А поскольку  развитие творческих способностей детей во многом зависит от взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями, я решила  прежде всего заинтересовать родителей  в совместной проектной деятельности со своими детьми художественно- творческого направления.

На родительских собраниях  постаралась  увлечь  их проблемой

развития  творческих способностей детей , активизировать их участие в жизни  ребенка.

Представлялась соответствующая информация для родителей, творческие игры, мастер- классы. 

 

И вот начало нашей совместной проектной деятельности . Что же даёт совместное семейное творчество: Это прежде всего эмоциональное единение с  родителями в процессе совместных занятий и доверительные отношения между ними, во вторых помогает ребёнку развить креативность мышления, в  третьих - это развитие фантазии. Несомненно ,наше общество нуждается в людях с креативным подходом к решению поставленных задач и богато развитой фантазией.

 

Оформлена выставка семейных проектов « Дары осени» в приёмной группы.  Дети создали чудо- поделки из овощей и фруктов.

 В коллективных  работах детей  формируются навыки сотрудничества, чувства гордости за совместно выполненную работу. «Чайная церемония» -совместная работа воспитателя и детей,  коллективная . работа « На зелёном лужке» ,то есть в группе создаются необходимые условия для реализации творческих потребностей и способностей каждого ребёнка.

 

-Проект « Удивительно рядом» с использованием  разнофактурного и бросового материала . Именно бросовый материал даёт детям  чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора»  приучает  ребёнка  к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами

 

Изготовленные поделки  использовались  для оснащения соответствующих центров в группе: театрализованном, уголке природы, в ИЗО- центре, в игровой зоне:   Бесспорно,« Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он сделал своими руками.»

Использовали поделки для с/р игр,пекли  пирожные,  торты, печенье, использовали в дальнейшем в С.Р. играх « Магазин», « Кондитерская».

Изготавливая поделки дети знакомятся с разнообразной структурой материалов, приобретают трудовые навыки и умения.

В работах  детей из природного материала сознательно применяются сенсорные ощущения в  решении практических задач.

 В проекте « Любим сказки». закрепляются знания детей о сказках, творческое мышление, воображение, речевые навыки.

Несомненно , в процессе реализации проектов развивается мелкая моторика, усидчивость.

 

    В проекте  « Новогодний калейдоскоп» формируются проектно- исследовательские навыки,развивается способность к эстетической оценке своего творчества, происходит активное вовлечение родителей в условиях семьи и детского сада.

   -В реализованных проектах:  Мир природы»  и     « Мир животных и птиц»

воспитывается художественный вкус и чувство  гармонии и любви к природе,экологически- нравственные ценности, приобретаются  трудовые навыки и умения.

   -Проект « Фантазии круглый год».Работая с разнофактурным материалом дети учатся мыслить. Ещё В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

 

   -« Вот и весна пришла» Поделки, связанные с весенней тематикой, персональные выставки, что очень важно  для  самооценки   ребёнка, чувства единения  со своей семьёй.

-Защищались  проекты:   « Мои любимые динозавры».Кирилл вместе с бабушкой изготовил из папье- маше динозавров, рассказывал как они это делали и ещё преподнёс много интересной информации  о динозаврах, Послушали рёв динозавров из голосовой книги, красочные иллюстрации.

 

  -Семейный   проект « Миром  правит доброта»., где преподнесены уроки нравственного воспитания и художественного творчества.

 

  -«Я люблю свою лошадку» -семейное продуктивное творчество
по замыслу ребёнка. Мальчик с увлечением рассказывал как они с дедушкой и мамой мастерили коня, какие материалы использовались, как раскрашивали коня.

 

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От  пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли.   К концу года  дети   значительно повысили уровень    художественного- эстетического развития, работы детей радуют и вдохновляют!

 

Если в детях зажечь огонёк творчества ,он будет светить им в любом деле,которым они будут заниматься!

 

Вывод:

Впереди предстоит ещё  большая работа по взаимодействию ДОУ с родителями в образовательной области « Художественное творчество» результатом которой будут личностные достижения каждого ребёнка.