ПОЛОЖЕНИЕ

о системе нормирования труда

 

ПОЛОЖЕНИЕ о системе нормирования труда

 

 I. Общие положения.

1.1.            Настоящее положение о системе нормирования труда  в ДОУ (далее – Положение) разработано в соответствии и на основании Трудового кодекса Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда», постановления Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 г. № 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части не противоречащей действующему законодательству); распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 2190-р; приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 г. № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»; приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».

1.2.            Настоящее Положение устанавливает разработку (определение) системы нормирования труда, при которой формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения, определяющий применяющиеся нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных (функций), а также методы и способы их установления, порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту; порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования; меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

1.3.   Настоящее Положение вводится в действие для применения в ДОУ

 

II. Основные цели и задачи нормирования труда

2.1. Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определенных организационно-технических условиях для повышения эффективности труда.

Главной задачей нормирования труда в учреждении является установление обоснованных, прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

2.2. Целью нормирования труда является создание системы нормирования труда, позволяющей:

1) совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат;

2) планомерно снижать трудоемкость работ, услуг;

3) рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей;

4) рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования.

2.3. Основными задачами нормирования труда являются:

1) разработка системы нормирования труда;

2) разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;

3) анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;

4) разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;

5) разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг;

6) повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;

7) организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением;

8) обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;

9) обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности;

10) выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;

11) определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях МКУ МГО «Образование»;

12) расчет нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объема работ, услуг;

13) обоснование норм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда.

2.4. Развитие нормирования труда должно способствовать совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению трудоемкости выполняемых работ, росту производительности труда.

2.5. В целях рационального и эффективного достижения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приемов и методов труда.

 III. Нормативные материалы и нормы труда

3.1. В учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда:

1) методические рекомендации по разработке норм труда;

2) методические рекомендации по разработке системы нормирования труда;

3) нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы выработки, обслуживания).

3.2. На уровне учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчете производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда учреждением разрабатываются местные нормы труда.

3.3. Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям:

1) соответствовать современному уровню техники и технологии, организации труда;

2) учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;

3) обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;

4) соответствовать требуемому уровню точности;

5) быть удобными для расчета по ним затрат труда в учреждении и определения трудоемкости работ;

6) обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.

3.4. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные.

3.5. Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ.

3.6. Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации труда.

3.7. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.

3.8. Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных норм труда на срок не более одного года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда.

3.9. Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность.

3.10. Технически обоснованными считаются нормы труда, установленные на основе аналитических методов нормирования труда с указанием квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

3.11. Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.). Они могут быть расчетными и опытно-статистическими.

3.12. О введении временных или разовых норм труда работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

 IV. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов

по нормированию труда.

4.1. Разработка нормативных материалов по нормированию труда в учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников.

4.2. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении является технически обоснованные нормы труда.

4.3. Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом с учетом факторов, влияющих на нормативную величину затрат труда.

4.4. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические.

4.5. Технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда:

1) предметов труда;

2) средств труда.

4.6. Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживания, методами и приемами выполнения работ, режимами труда и отдыха.

4.7. Технические и организационные факторы предопределяет организационно-технические условия выполнения работ.

4.8. Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм на производительность труда, качество оказываемых услуг.

4.9. Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.).

Учет психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.

4.10. Социальные факторы, как и психофизиологические факторы, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы и т.д.

К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда (содержательность, привлекательность труда и т.д.).

4.11. Выявление и учет всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда.

4.12. Учет факторов проводится в следующей последовательности:

1) выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности;

2) определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;

3) определяются ограничения, предъявляющие определенные требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;

4) выбираются сочетания факторов, при которых достигаются эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).

Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления норм и нормативов.

4.13. Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются.

Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод), или на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод).

4.14.  Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов.

4.15. Суммарный метод фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется при нормировании аварийных или опытных работ.

4.16. Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом – опытно-статистическими.

4.17. Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.

4.18. При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.

4.19. При аналитически-расчетном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчетам, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.

4.20. Совершенствование аналитически-расчетного метода осуществляется путем разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования.

4.21. При разработке нормативных материалов по нормированию труда на предприятиях необходимо придерживаться следующих требований:

1) нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе методических рекомендаций, утвержденных для вида экономической деятельности;

2) нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы, исходя из периода их освоения;

3) проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней;

4) при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение представительного органа работников.

4.22. Нормы туда, разработанные с учетом указанных требований на уровне учреждения, являются местными и утверждается приказом заведующего ДОУ.

4.23. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

4.24. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании локального нормативного акта (приказа) с учетом мнения представительного органа работников.

4.25. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

4.26. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру в разумные сроки. Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа.

4.27. До введения новых форм труда продолжают применяться ранее установленные нормы.

4.28. Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

Не реже чем раз в два года производится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении.

Пересмотр норм труда осуществляется каждые 5 лет с даты их утверждения.

4.29. Перед введением новых норм труда необходимо проводить инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

4.30. При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, необходимо проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда необходимо применять поправочные коэффициенты.

 V.  Порядок согласования и утверждении нормативных материалов по нормированию труда.

5.1. Нормативы имеют унифицированный характер и отражают обобщенные организационно-технические условия учреждения и наиболее рациональные приемы и методы выполнения работ.

5.2. Нормативы труда разрабатываются работодателем. Разработанные нормативные материалы перед утверждением их приказом заведующего направляются в представительный орган работников для учета мнения.

5.3. Представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен предоставить письменный протест с обоснованием своей позиции. При этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представительного органа работников.

5.4. В случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы в установленном законом порядке.

5.5. Работодатель и представительный орган работников обязаны:

1) разъяснять работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться;

2) поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда.

  VI.  Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда

6.1. Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путем анализа норм, рассчитанным по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.

6.2. При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо провести анализ выполнения норм труда (выработки), установленных в учреждении. Подобный анализ желательно проводить в учреждении ежегодно, но реже раза в два года. Проверка показателей нормативов и норм труда необходима в учреждении в случае невыполнения норм труда на 15 % и более.

Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

6.3. При организации проверки нормативных материалов издается приказ о проведении проверки с указанием периода проведения. В приказе устанавливается подразделение или должностное лицо, ответственное за процесс проверки нормативных материалов. Может быть организована рабочая группа с привлечением представительного органа работников.

В ходе проверки нормативных материалов производится проведение выборочных исследований, результаты которых подлежат обработке. По результатам исследований производится проведение расчетов норм и нормативов. По результатам расчетов производится внесение изменений в нормативные материалы и корректировки.

Работники извещаются о введении новых норм труда, изменении старых в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

6.4. Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа заведующего МБДОУ № 102 с учетом мнения представительного органа работников.

6.5. Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов в учреждении необходимо проведение следующих мероприятий:

1) проведение организационно-технической подготовленности рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);

2) разработка и реализация организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;

3) ознакомление с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательства Российской Федерации.

6.6. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются.

6.7. На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.

 VII. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

7.1. С целью соблюдения установленных норм труда, в учреждении необходимо соблюдать соответствующие меры, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда.

К таким условиям относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документации; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

7.2. К мерам по соблюдению установленных норм труда относятся также анализ и корректировка ошибочно установленных норм труда, уведомление работников об изменении, корректировке норм труда, введении новых норм труда, обучение и инструктаж работников при введении новых норм труда.

Выполнение установленных норм труда осуществляется в пределах установленной работнику продолжительности рабочего времени, о чем может быть указано в трудовом договоре работника.

Официальный компании "Краски". . Приобрести недорого.