Формирование дружеских взаимоотношений

 

          В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к появлению симпатий, сочувствия, формированию чувства товарищества между детьми, а также интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

         Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей.

      Поэтому, большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Исследования показывают, что у дошкольников отчетливей всего выступают отношения к родителям, детям, воспитателям [Ананьев Б. Г., Лисина М. И., Репина Т. А. и др.]. Отдельные стороны отношений проявляются даже как черты характера: самостоятельность, инициативность, общительность. На основе этого у ребенка возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах. Это чрезвычайно важно для возникновения ценного общественного качества - умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные эмоции радости и удовлетворения от делания добра.  Характер и уровень развития отношения определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми.

 

Общение с детьми -  необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

            В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория “Формирование личности ребенка”. Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

                  Так в своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только “группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки”. Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

         А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

             В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

              Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

          По отношению к детям  взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

По анализу теста для родителей «На выявление уровня коммуникативных навыков детей.» получились следующие результаты 33,3% (6 чел.) детей владеют хорошими, доброжелательными взаимоотношениями со сверстниками. Ребенок общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребенок адекватно ведет себя в конфликтных ситуациях.

38,9% (7 чел) У детей возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

27,8 % (5чел) На первый взгляд можно сказать, что ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идет первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

        Практический опыт показал также, что взаимоотношения сверстников в основном регламентировано выбором товарищей, у которых развиты в достаточной мере не только игровые интересы и связанные с ними переживания, но и определенные личностные качества, как-то: умение ладить, договариваться, не конфликтовать, а возникающие конфликты разрешать не агрессивным путем. К сожалению, намного меньше проявлений в поведении детей, взаимопомощи, поддержки, заботы и внимания, т.е. качеств гуманизма.

Важными выводами в проведенных экспериментах стали данные о том, что выбор детьми сверстника, имеющего социально одобряемые личностные качества, существенно уступает выбору сверстника, отличающегося внешней привлекательностью и наличием у него дорогих предметов одежды, лакомств. Даже дети, имеющие в группе сверстников высокий социальный статус по своему интеллектуальному и моральному облику, серьезно уступают сверстникам - обладателям предметов материального благополучия. Большинство из детей определяют наличие этого важным показателем во взаимоотношениях: "Она красивая", "У нее все есть", "У него красивая машина, а у меня нет". "Если я буду с ним дружить, то он даст мне поиграть" и др. К сожалению, приходится констатировать, что у сегодняшних дошкольников материальное благополучие едва ли не первый показатель в отношениях. Прежде этот показатель выступал на определенном месте в шкале оценок только в школьном возрасте, теперь он сместился в детские годы, в дошкольное детство.

 

Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Антоновой, Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

 О том, какие взаимоотношения возникают у детей во время игры расскажет психолог. («Дошкольное воспитание» № 10 2004 год стр. 24 « Когда мои друзья со мной…»)

 

Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей.

 

1.Как часто ваш ребенок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения.

2. Как ваш ребенок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравиться заводить новых друзей.

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу.

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт.

3. Как ваш ребенок ведет себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказывать своей точки зрения.

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивая, своего собеседника.

4. Как ребенок ведет себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В)Раздражает, когда кто-то расстроен

5.Как ведет ваш ребенок, когда друг делиться с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребенка

В) Вызывает зависть, раздражает.

6.Когда ваш ребенок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребенок выражать свое настроение словами «Мне грустно», «мне весело», и т.д.

А) да

Б) не всегда

В) нет

8.Как чаще ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упреков

Б) Начинает плакать, обижается, капризничает

В) резко обрывает сверстников, категорически показывая, что тот не прав.

9.Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносят не этичные слова, дразнят?

А) заступиться за обиженного

Б) не обратит внимания

В) сам начнет дразниться

10. Как чаще всего ведет себя ваш ребенок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдет жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

11. Как ребенок реагирует на наказания?

А) соглашается с тем, что заслужил его

Б) начинает плакать

В) спорит, не соглашается с наказанием.

 

Результаты

Большинство ответов «А»

У вашего ребенка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребенок адекватно ведет себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

 У ребенка трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.