Использование проектного  метода в работе

с одаренными детьми

 

Мальцева Наталья Васильевна,

г. Миасс

 

Само слово «одаренный» вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес – обычному, бездарному, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык «одаренности» или «неодаренности». Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребенок делает свои первые шаги, идет, падает, снова встает. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития.

Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже(2).

Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающейся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком(5). Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребенка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарен, совпадает с его интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребенку, дайте ему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область его компетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно, существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочь обнаружить способности,  сориентироваться в ситуации. Результаты специальных тестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они не подозревают о действительном уровне развития ребенка, удивляются, когда психолог начинает хвалить ребенка и показывает им его успешные работы(3). Тема эта требует отдельного обсуждения. Мы же поговорим о тех детях, которые проявили выдающиеся способности именно в детстве.

Не существует определенного стандарта одаренности, каждый ребенок проявляет ее по-своему. Большинство специалистов определяют одаренность как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях(4). Выделяют следующие области проявления способностей: интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству или музыке, психомоторные способности, социальные способности(6).

В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:

1. по широте проявления – общие и специальные;

2.по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее;

3. по степени сформированности – актуальная и потенциальная;

4. по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;

5. по форме проявления – явная и скрытая(7).

Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.

Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация(8).

  Чаще всего именно родители первыми замечают особые способности, одаренность своего ребенка. Для детей очень важно признание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследования психологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, если родители их не поощряют, привыкают вести себя, «как все дети», не доставляя взрослым лишних хлопот. И в то же время ребенок достигает более высокий результатов в деятельности, если родители или учителя считают его способным.

Наиболее рано проявляется музыкальная и художественная одаренность. Различают общую и частичную одаренность. Примерами всесторонне одаренного человека являются М. В. Ломоносов  и Леонардо да Винчи. Последний обладал не только художественными талантами, но и научными, причем реализовывал их в самых различных областях науки и жизни.

 Следующий наш этап предполагает поддержку и сопровождение: оказание помощи в решении  индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п.) и профессиональное самоопределение.

В своей деятельности с детьми всегда поощряю и стимулирую разного рода творческие работы: сочинение стихов и рассказов, создание аппликаций и рисунков, участие в играх-драматизациях, в театральных инсценировках, выступление на праздниках, представлениях, и главным образом, использую проектный метод. Тем самым я целенаправленно развиваю в дошкольниках творчество, помогаю проявить им свои возможности, интересы.

В старшей группе в 2014 году ко мне пришла девочка Камила, очень любознательная, целеустремленная, артистичная.    Наблюдая за девочкой, я заметила, что в ней очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации. Она буквально забрасывает взрослых вопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, - важнейшая характеристика одаренности.

 Камила  отличаются живым воображением и богатой фантазией, она любит смешные несоответствия, игру слов. В окружении посторонних людей такой ребенок сохраняет уверенность в себе. С легкостью может общаться с детьми и взрослыми, проявляет инициативу, руководит играми детей и принимает на себя ответственность.

Я провела диагностику Камилы по методике   Савенкова А.И. «Методика оценки общей одаренности». Ниже приводятся данные по результатам диагностики (1).

 5-оцениваемое свойство личности у девочки развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении.  

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг другу;

2 – более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имеет).

 

Любознательность -  познавательная потребность -оцениваемое свойство личности у девочки развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении.  

Сверхчувствительность к проблемам.   Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

 Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решения задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.  

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении и стремлении строить сложные синтаксические конструкции,  в характерном придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий. 

Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной  цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, не6смотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

  Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка (Камила А.)

1

Любознательность

5

2

Сверхчувствительность к проблемам

5

3

Способность к прогнозированию

4

4

Словарный запас

5

5

Способность к оценке

5

6

Изобретательность

5

7

Способность рассуждать и мыслить логически

4

8

Настойчивость

5

9

Перфекционизм

4

 

Я провела диагностику Камилы по  методике «Карта одаренности»(1) .

Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных  видов одаренности.

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным  областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко,  в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

 

Лист вопросов.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать  абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает  неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к  музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
  14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и  настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки  сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Не теряет уверенности  даже в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании  различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта  и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на  «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы  учиться в более старшем классе, чем учится реально.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для  изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве  детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает  основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых  спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм  и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй,  конструирование и др.), способен предложить  большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

      Результаты диагностики Камилы А. по данной методике.                  

Лист ответов

1++

2++

3++

4++

5++

6++

7++

8  (0)

9++

10+

11++

12++

13++

14+

15+

16+

17+

18+

19+

20++

21+

22+

23+

24+

25++

26++

27++

28+

29+

30+

31++

32+

33+

34++

35+

36+

37+

38+

38+

40+

41++

42+

43+

44++

45+

46+

47+

48+

49+

50++

51+

52++

53+

54++

55+

56+

57+

58++

59++

60+

61+

62++

63++

64+

65+

66++

67+

68+

69++

70(0)

71+

72++

73+

74+

75 (0)

76 +

77 ++

78 +

79 +

80(0)

 

Обработка результатов.

Мы  сосчитали количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов записали внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов выделили из следующих видов одаренности:(интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная)- несколько видов у Камилы:-  интеллектуальная; артистическая; лидерская одаренность.

Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.

В течение учебного года  Камила    участвовала во многих конкурсах и выставках, предлагаемых городом и садиком, стала лауреатом в конкурсе чтецов, солировала на многих мероприятиях.  Камила вместе с родителями в течение года реализовала множество краткосрочных проектов. Тематика проектов соответствовала интересам девочки: «Муравьи- санитары леса», «Робот-мусоросборник», «Зачем нужен лес?», «Воздух-невидимка».

   В 2015 году Камила стали победителем Муниципального конкурса «Детский проект», представив на суд зрителей проект «Волшебница-вода», в котором в стихотворной форме рассказала о свойствах воды, продемонстрировав их с помощью опытов. В завершении защиты, Камила доказала необходимость охраны водоёмов и показала принцип действия самодельного фильтра для очистки воды.

  Мы будем продолжать развивать способности девочки, подключив всех специалистов детского сада и культурные организации города Миасса.

         

Список литературы:

1. А вдруг вы гений?: Тест // Педагогический калейдоскоп.-1997.-N 44.-С.10.
2. Асмолов А. Разрушение мифа о равенстве: /Об историко-эволюци-он­ном смысле программы "Одаренные дети" // Учительская газета.-1995.-N 44.-С.21.
 3. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.29-35.
  4. Белова Е. Одаренные дети в детстве // Дошкольное воспитание.-1996.-N 10.-С.78-87.
5. Богоявленская Д. Основные направления разработки и развития "Ра­бочей концепции одаренности" // Лучшие страницы педагогической прессы.-2004.-N 1.-С.81-87.
 6.Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.-2003.-N 6.-С.17-31.
7. Гаврилова Е. Одаренность-это проблема? // Обруч.-1999.-№ 3. -С.36-37.
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе// Екатеринбург.- 2004.-с.5-14.