Семинар-практикум для педагогов ДОУ № 102

«Адаптационные игры в жизни детей раннего возраста», ноябрь 2012г

 

 

Подготовила и провела

 воспитатель  

Щепёткина Т.Н.


 

 Успешная адаптация ребенка к детскому саду определяет его поведение, настроение, здоровье. Это оказывает большое влияние на  дальнейшую адаптацию человека к жизни в обществе. Поэтому в своей работе с малышами я придаю особое значение адаптационным играм. Приведем примеры некоторых их них:

Игры, направленные на сближение детей младшего возраста друг с другом и воспитателем

Эти игры подробно описаны в   книге 3. М. Богуславской и Е. О. Смирновой. Ниже приводятся игры, разработанные на их основе, а также авторские игры, которые я использую в работе с детьми.

1. Давайте познакомимся!

Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.  

А теперь поиграем с вами в эту игру.

2. Раздувайся, пузырь!

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: “Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Мы ласково повторяем его, берем ребенка за руку, подходим вместе с ним к следующему ребенку и спрашиваем, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагаем и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.

Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. “Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А теперь давайте сделаем маленький кружок”.

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,  

 Оставайся такой,  

Раздувайся большой,  

 Да не лопайся!!! 

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются к центру.

После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда “пузырь лопнет”, воспитатель говорит: “Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...” Дети разбегаются в разные стороны.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

3. Лови-лови!

К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры мы показываем эту палочку. Опуская и поднимая ее, мы  предлагаем детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, мы предлагаем детям встать в кружок, а сам же становится в центре. “Лови-лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, мы стараемся вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу “Беги на место!” рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

4. Чей голосок?

Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

5. Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно “проиграть”, “рассказать руками” (почему только руками? Всем телом!), — великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.

Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять.

Ниже приводим два стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные.

“Зайка”

Заинька-зайка,  

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.  

Маленький зайка,  

Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. 

Длинные ушки,  

Дети приставляют ладошки к голове — “ушки”.  

Быстрые ножки.  

Побежали.  

Заинька-зайка,  

Движения повторяются.  

Маленький зайка, 

 

Деток боишься,  

Дети обхватывают себя руками, изображая страх,  

Зайка-трусишка.  

“дрожат”. 

“Мишка”

Мишка, мишка косолапый,  

Приподнять плечи, руки округлить, носки ног 

Мишка по лесу идет,  

внутрь, идти переваливаясь. 

Мишка хочет сладких ягод,  

Погладить себя по животу, облизнуться. 

Да никак их не найдет.  

Оглянуться по сторонам, пожать плечами. 

Вдруг увидел много ягод  

Показать указательным пальцем, на лице — восторг, 

И тихонько зарычал.  

Двумя руками “собирать” ягоды в рот. 

Подошли к мишутке детки, 

Помаршировать, 

Мишка громко зарыдал.  

кулачками потереть глаза, изобразить плач 

Попробуем рассказать свой любимый стих руками.

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками

Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.

1. Найди игрушку

Ведущий   прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: “Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке”; затем: “Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати”.

После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.).

Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“там моют посуду”), через действия (“лежит тихо, закрыв глаза”) и т. д.

Затем можно мы переходим к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинаем    с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.— и знакомиться с людьми, работающими там).

А теперь поиграем с вами в эту игру.

2. Чьи вещи?

Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит.

Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: “Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра”.

Когда все вещи будут “опознаны”, можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

3. Как пройти?

Цель игры — помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

А теперь поиграем с вами в эту игру.

Ниже приведем примерную схему игры.

Воспитатель. У зайчика Степашки заболели уши. Что ему делать? (Пойти к врачу.) Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь.

Сначала дети должны описать путь до кабинета, например: спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (если дети еще не знакомы с понятиями “налево”, “направо”, можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: после нарисованного на стене волка повернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.). После этого двум—трем детям предлагается “проводить” Степашку к врачу.

Вылеченный Степашка (забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витамины для всех детей.

Таким образом, благодаря системе адаптационных игр дети раннего возраста быстрее и эффективнее привыкают к новым условиям детского сада, меньше болеют.

Мы рекомендуем  использовать   адаптационные игры в первый год посещения малышом детского сада.