Выступление на городских педагогических чтениях на тему:

Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста

                  

                                                                                  Воспитатель МБДОУ№102 

                                                                      Шестакова С.А.

  

Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых - помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что сформированность  этого компонента речи является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы.

Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

В связной речи дети мало используют прилагательные, наречия, числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова, метафоры и эпитеты. Несформированность словарного запаса обусловливает ошибки в словоизменении и словообразовании, нарушения синтаксической структуры, связи слов в простых и сложных предложениях, незаконченность формирования звукопроизношения. При поступлении детей в школу выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения.

Таким образом, актуальность определяется тем, что проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников.

 

В соответствии с поставленной целью определила следующие задачи:

1.Проанализировать современные научные подходы по теме;

2.Выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста, его объем

3.Работа по развитию лексического запаса. Накопление  и систематизация  разнообразного  практического материала  для организации речевых игр.

4.Подобрать и систематизировать наиболее доступный практический материал по формированию эмоциональной лексики и театрализованной деятельности для работы с детьми

5.Изготовить специальный дидактический  материал для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики;

6.Оборудовать  развивающую предметно-пространственную среду

7.Использовать  нетрадиционные методы развития лексической стороны речи

8.Организовать работу с родителями, направленную на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время

 Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Важное место в группе отводится речевому уголку. В его основу входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, воздушной струи, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза слогов и слов, обогащение словаря, совершенствование лексического и грамматического строя речи.

Речевой центр

Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речевых центров в мозге.

В  головном мозге  человека центры, отвечающие за речь и  движения пальцев рук расположены  очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

-Шестигранные карандаши, для прокатывания между ладонями

-массажные коврики для воздействия на подушечки пальцев

-массажные коврики для воздействия на подушечки пальцев

-различное нестандартное оборудование

-массажеры-валики

 У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям максимально включая в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный. Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей(«Обитатели морей и океанов» «Животные жарких стран»и т.д.). Тактильные ощущения играют немаловажную роль в стимулировании речевой деятельности. Услышав слово «шершавый» ребенок не всегда поймет его смысл, а если его пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной . Для полной картины используем приём «оживления» используя для этого натуральные материалы: кожа, мех, лён, ракушки…Собрали звуковой материал по основным звуковым направлениям(голоса животных, птиц, звуки работы строительными инструментами, звон посуды, звуки улицы..).«Рисование на крупе» Этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки. Аппликации из самоклеющейся плёнки развивают у детей навыки коллективного творчества, усидчивость, терпение, трудолюбие, зрительно-моторные координации.

 ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ОСНОВА РЕЧЕВОГО ЗВУЧАНИЯ
Немаловажное значение имеют игры на развитие речевого дыхания:

Игра “Султанчик” 

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Оборудование: султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Игра «Шарик»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: мячик для понг-понга.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра «Перышко»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: ватный шарик/перышко.

Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Игра “Ветерок”

Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: листочки, цветочки из папиросной бумаги.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь-подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь-подунь, наш ветерок.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ –ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Игры на развитие фонематического слуха:

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты,

звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите

детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу,

пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку

потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком,

сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает

соответствующую картинку.

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно

отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук,

ку. ак и т. д.)

 

 Особую роль в развитии речевого аппарата играет артикуляционная гимнастика.  Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и  подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо

В развитии произносительной стороны речи детей имеет большое значение развитие артикуляционного (речевого) аппарата. Имеется в виду развитие подвижности и укрепление мимической мускулатуры, мускулатуры губ, щек.

 Учим различать эмоции по схематическим изображениям;

 Книжки-самоделки, изготовленные совместно с родителями также находятся в речевом центре. Дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями.
Дети овладевают умениями в составлении рассказов из личного опыта, используя в речи прилагательные и наречия.

 В описательных рассказах учатся правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, использовать разные средства выразительности.

Загадки-одно из лексических средств выразительности. Приёмы обучения и понимания переносного значения слова не могут быть словесными: необходима опора на реальные объекты или на картинки.

Мнемотаблицы  используются для следующих целей:
Расширение объема словарного запаса.
Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
Облегчение процесса заучивания стихов.

Дети упражняются в пересказывании сказок и с помощью сюжетных картинок на магнитной доске.

 Широко используем театр на магнитах. Создана картотека сказок для самостоятельной деятельности детей

 Во время театрализованной деятельности развиваются образность языка, его метафоричность; обогащается  словарный запас, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь; тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи

 Разные виды театра способствуют развитию как монологической, так и диалогической речи.

Игры-драматизации способствуют эмоциональному раскрепощению, развитию выразительной речи детей.

Большой популярностью у детей пользуется театр резиновых игрушек, дополненный предметами –заместителями. Любимые сказки: «Снегурушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка»

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

 Режиссёрская игра требует коммуникативных навыков, согласованных действий, выразительной речи и знания структуры сказки.

 Работа по развитию речи проходит в разных видах деятельности, а также в режимных моментах

Дети используют в речи обобщающие слова. Называют материалы, качества предметов.

 Персональные фотовыставки и альбомы обеспечивают рост самосознания и способствуют развитию индивидуальности и речевой активности.

 Дидактические  игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только  пользоваться словом, но и активно оперировать им.

Д/И «кто я?» ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, обогащать словарный запас.

Ребусы по лексическим темам   

 Данное пособие способствует количественному и качественному обогащению активной лексики. Формированию первоначальных навыков звукового анализа и синтеза слов; развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

 В речевом центре каждый ребёнок может полистать любимую книгу, собрать картинки из кубиков, пазл, поиграть в д/и «Большой-маленький», «Что лишнее?» и др.

 Большим событием для детей стало посещение центральной детской библиотеки.

 «Дом книг» произвёл на детей большое впечатление.

 Дети с удовольствием рассматривали книги, журналы, энциклопедии, делились впечатлениями.

 Большая роль в активизации словаря принадлежит сюжетно –ролевой игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы - профессиональная лексика; в строительных играх - слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

 С/Р игра «Супермаркет» Учим вести ролевые диалоги. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас..

 С/Р «Отоларинголог»

Словарная работа: обогащать словарь детей словами: медицинский кабинет, ростомер, рецепт. Активизировать в речи слова и выражения: градусник, измерять температуру, мерить рост, витамины; прилагательные, обозначающие черты характера медицинских работников: добрый, чуткий, внимательный. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, сострадание и желание помочь заболевшим детям.

 С/Р игра
« Уборка»  Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим за счёт обогащения предметной игровой среды  игровым материалом. По лексической теме «транспорт» в игровое пространство вносятся машины: бетономешалка,экскаватор, мусоросборник…

 По лексической теме  « Мебель» детям приобрели кукольную мебель для ванной комнаты, для гостиной , прихожей, детской  комнаты, кухни

 Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка

 Оформление информационного стенда для родителей в приёмной группы.

Участие в конкурсе «Чтецов».

 Открытые занятия по развитию речи для родителей.

 Стало уже традицией организация выставок поздравительных открыток ко дню матери, к 23 февраля, к 8 марта, ко Дню Победы , ко дню влюблённых ,которые так же способствуют созданию атмосферы тепла, эстетическому восприятию действительности и хорошего настроения у родителей и  детей. Дети с гордостью рассказывают своим сверстникам о своей семье, о том какие они были маленькие, что активизирует активный словарь ребёнка.

 Детские творческие выставки для родителей по лексической теме недели

 Одной из таких форм, наиболее любимой родителями, являются праздники  и развлечения в детском саду , на которых родители наблюдают за эмоционально-оценочной лексикой детей. Масленица. Катание на лошадях. День победы.

Таким образом, в группе проводится ежедневная, кропотливая, творческая работа по формированию лексического строя речи. Формируем, обогащаем  словарь детей, насыщаем предметно-развивающую среду группы.
 Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное обогащение лексического словаря.