Авторское дидактическое пособие «Кукла Даша»

 

Автор : Шестакова  Светлана  Александровна,

 воспитатель МБДОУ №102


                                                       Пояснительная записка

В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в системе обучения  и воспитания детей в дошкольном учреждении.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении каких-либо знаний и причина этому состоит в том, что они быстро теряют интерес к обучению. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, для обогащения образовательного процесса было разработано пособие «Кукла Даша». Будучи одной из самых популярных игрушек – кукла помогает нам решить любые воспитательные и образовательные задачи.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях для разных возрастных категорий детей. Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса.

Пособие  состоит:

Плоскостная  кукла-планшет, с карманамидля сменных картинок

4комплекта одежды, соответствующие 4-м временам года, которые легко меняются

Атрибуты : бусы ,браслеты, заколки, бантики и т.д.

Комплекты картинок с игровыми заданиями.

Примерные игровые упражнения с куклой .

1. «Найди пару»

Разложить одинаковые парные картинки, на которых изображены, например, мяч, арбуз, пирамидка, юла, и другие в несколько ведёрок. Попросить детей достать картинки, рассмотреть их и составить пары.

2. «Выбери нужные картинки» на классификацию предметов

- одежда, мебель, игрушки, фрукты, овощи, продукты питания, посуда.

Предложить ребенку достать все картинки и выбрать те, на которых изображены, например, одежда, продукты питания, игрушки, овощи, фрукты и т. п. Рассмотрите картинки и поговорите об этих предметах.

Пусть ребенок расскажет о назначении предметов.

3. «Найди детёнышей» или «Мамы и детки»

Положите перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья и др.) . Предложите достать картинки с изображением их детёнышей и разложить рядом с «родителями». Задайте вопросы:

• Назови животных и их детенышей?

• Скажи, кто как кричит?

• Кто чем питается?

4. «Расскажи кто где живёт? »

Попросить ребенка достать картинки с изображением зайца, лисы, белки, рыбы и т. д. Рассмотрите картинки и побеседуйте о том, кто из них живет в лесу, в реке и так далее.

5.«Расскажи, кому, что нужно для работы? »

Попросить ребёнка достать предметы. Рассмотрите и назовите предметы: фонендоскоп, градусник, витамины, молоток, фен, расчёска, ножницы, половник, кастрюля и т. д. из детских игровых наборов. Попросите ребят рассказать, кто и для чего использует в своей работе данные предметы.

Упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук .

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

1. Зашнуруй шнурок.

Цель - закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх.

2. Пристегни цветочки.

Цель - закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, закрепление понятий выше, ниже, слева, справа, закрепление навыков счета.

3. Завяжи бантик.

Цель - закрепление цвета, счета, последовательности выполнения задания. Ориентировка в пространстве по отношению к себе, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа.

4. Нанизывание бус. Перебирание бус пальчиками.

Цель - закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, чувства ритмического рисунка.

5. Заплети косичку.

Цель - закрепление различных способов плетения, развитие мелкой моторики.

6. Застегни  змейку.

Цель - закрепление способы застегивания змейки, развитие мелкой моторики.

7.«Одень Дашу на прогулку».

Предложить детям комплекты одежды. Ребята выбирают все элементы одежды в соответствии с сезоном и одевают куклу. Побеседуйте о временах года и соответствующей для них одежде.