Статья для VI городской научно-практической конференции

«Здоровьесберегающая деятельность в образовательных процессах».       


                   

Некоторые подходы

к организации закаливания детей

 

По статистике 21 век в России начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось количество детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологии. Почти на 1,5% возросла численность детей с 3 группой здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Происходит непрерывное ослабление здоровья детей, растет заболеваемость, стал привычен термин ЧБД (часто болеющие дети), как ОРЗ, ОРВИ (простудные заболевания). Количество часто болеющих детей (то есть 4-7 и более раз в году) доходит до 40-50 %.

Основная проблема - низкий  уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье наполовину зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с состоянием здравоохранения в государстве. Здоровье идет из семьи, необходимо прилагать все усилия по его сохранению и укреплению, на предупреждение болезней, на жизнь без них.

Часто родители, боясь причинить ребенку вред, относятся к нему как к слабому, забывая о том, что малыш уже рождается с врожденной способностью адаптироваться к изменениям окружающей среде. Ведь в процессе рождения он уже почувствовал мощный перепад температур, как минимум на 15-17 градусов, и приспособился к этому перепаду.

А стабильность условий - например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер)  - приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью.

Задача родителей - поддержать способность детского организма адаптироваться к изменяющимся условиям, не избегая естественного воздействия окружающей среды, и но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы.

Мы поставили своей задачей повысить уровень грамотности родителей в вопросах закаливания детей. По результатам проведенного анкетирования, 78% родителей не хватает знаний о методах закаливания, 60% родителей не хватает времени на систематическое проведение  закаливающих мероприятий, 28% родителей боятся простудить детей.  Для повышения грамотности родителей нами был организован родительский клуб. Заседания проводились не реже 1 раза в месяц и проходили в форме круглого стола, на котором обсуждались методы и приёмы закаливания, семейный опыт, меры предосторожности, основные составляющие естественного образа жизни.

Рассмотрим основные составляющие естественного образа жизни.

1. Двигательная активность. Отметим, что проявлять двигательную активность лучше на свежем воздухе и желательно в любую погоду.

2. Одежда. Помнить: одежда не должна сковывать движений ребенка, ее не должно быть много, поскольку у вспотевшего малыша шансы простудиться гораздо выше.

3.Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности  приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности.  Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на двигательную активность).

На фоне такого максимально естественного образа жизни можно вводить закаливающие процедуры.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный кон­такт с естественными факторами (природные: солнце, воздух и вода) и максимальное ограничение контактов с факторами цивилизации (место жительства, бытовая химия, телевизор, одежда, транспорт и т.д. и т.п.). Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является- малоподвижность,  почти постоянное пребывание в помещении — детский сад, кружки, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Итак, вводим закаливание. Правильно понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни.

ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими  факторами.

Основное назначение закаливания заключается в трени­ровке терморегуляционного аппарата ребенка. Включение ме­ханизмов терморегуляционной защиты автоматически ведет к включению системы иммунной защиты. Следовательно, чем чаще мы стимулируем работу терморегуляционного ап­парата, тем лучше развиваем иммунную защиту ребенка.

Многие исследователи считают, что основной причиной возникновения "простудных" заболеваний является не сильное, резкое воздействие холода, а длительное, слабое охлаждение части каждой поверхности. Если организм приспособлен к коротким, но резким перепадам температуры (например, контрасный душ), то именно к ним вырабатывается устойчивость. При воздействии замедленного холодового раздражения адаптивная реакция не запускается. Следовательно, закаливающие процедуры должны быть разнообразны по характеру и длительности воздействия.

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1. систематичность;

2. постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3. учет индивидуальных особенностей—возраста,  психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремиться сам ребенок.

В нашей стране многие помнят опыт многодетной семьи Никитиных. Один из принципов, которым следовали педагоги Никитины, стремясь вырастить своих семерых детей здоровыми, - никакого кутания и перегревания! Дети всегда были легко одеты: малыши - голенькие, старшие - в трусиках и босиком. Закаливание не только защитило ребят от простудных заболеваний: холод еще и помог справиться с диатезом.

Любое дошкольное уч­реждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей, поскольку для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных закаливающих процедур в этом возрасте достаточно иметь кран с водой.

В дошкольном учреждении необходима единая система мер по здоровьесбережению детей.

1. Создание двигательной развивающей среды:

- оптимизация режима;

- утренняя гимнастика в облегченной одежде;

- ходьба по корректирующим дорожкам после гимнастики и после сна;

- прогулки на свежем воздухе;

 -физминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- чередование активных и спокойных видов деятельности;

- создание условий для свободной самостоятельной деятельности;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- физкультурные занятия на свежем воздухе;

- катание на лыжах;

- спортивные праздники.

2. Обучению детей основам культуры здоровья:

- валеологический материал;

- материал по основам безопасности на улице и дома.

3. Закаливание:

- воздушные ванны;

- ходьба по мокрым дорожкам;

- водное закаливание;

- сон без маечек;

- ходьба босиком;

- обширное умывание.

4. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи:

- проведение консультаций;

- информационные стенды;

- участие в праздниках и развлечениях,

- посе­щение открытых занятий.

5.  Оздоровление:

- витиминизация;

- ароматизация чесноком, луком;

- дыхательные упражнения;

- самомассаж лица, ушных раковин, пальцев, рук, ног, стоп;

- фито­терапия;

- упражнения на воспитание правильной осанки и т.д.

Все перечисленные мероприятия позволяют выработать разумное отно­шение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, адаптировать ребёнка к постоянно изменяющимся усло­виям окружающей среды.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа – «благополучный» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительностьболезней, частоту и вероятность осложнений.

Хотелось бы отметить книгу, она интересна современным подходом к организации оздоровительной работы с детьми. При внедрении опыта этой программы в практическую деятельность дает успешные результаты - дети меньше болеют, становятся более эмоциональными, жизнерадостными, подвижными.

В результате проведенной работы заболеваемость детей нашей группы снизилась с 8,5 детодней (пропущено в среднем одним ребенком в год по болезни) до 4,6 детодней. Мы планируем продолжать работу по закаливанию детей и просвещению родителей по этому вопросу.

 

 Литература.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М., 2000.

Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М.: ЭКСМО, 2012.

Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней.- Л.: Лениздат, 1990.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

 

Зязева Е.П.,

воспитатель первой категории