Развитие социальной одаренности у детей  старшего дошкольного возраста

 

  Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

 В настоящее время выявлены разнообразные виды одаренности: интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная (двигательные навыки в спорте, танцах, ручном труде)  и социальная (лидерская, коммуникативная),  которая проявляются уже в дошкольном возрасте

Социальная (коммуникативная) одаренность достигает порой таких ярких проявлений, что говорят о врожденном таланте общения, особом даре привлекать к себе людей. Факторы и признаки социальной одаренности ребенка

Когда же можно впервые наблюдать проявления социальной одаренности? Специальные исследования, показывают: конец раннего детства, дошкольный период – начинают проявляться и развиваться социальная одаренность и коммуникативные способности.

 Определение  социальной  одаренности  гласит,  что  это исключительная  способность  устанавливать  зрелые,  конструктивные взаимоотношения с другими людьми 

Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются профессионального успеха, хорошего материального положения, известности не всегда те, у кого высоко  развиты умственные способности, а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, имеющие лидерские качества и организаторские способности.

 Общепризнано – главным фактором развития социальной одаренности в дошкольном детстве является семья. Прежде всего,  мать (а потом другие члены семьи) влияет на становление у ребенка социального интереса. Материнская любовь и забота, нежность к мужу, другим детям, к людям в целом выступают для ребенка ролевой моделью социального интереса, который распространяется на социальное окружение малыша. Второй по значимости фактор развитие социального интереса у ребенка – отец, его ролевая модель предполагает позитивную установку по отношению к жене и детям, работе, обществу, а также активное участие в воспитании, уважительное отношение к детям. Третьим фактором выступает атмосфера в семье. Взаимная дружеская любовь и уважение образуют среду для развития социального интереса ребенка. Наблюдения и исследования показывают, что в тех семьях, где дети проявляют склонность к лидерству, родители не бывают агрессивными по отношению к ним и также не проявляют сверхопеку, предоставляют им возможность самостоятельных действий и решений.

Социальная одаренность формируется в семьях, где дети воспитываются в условиях дружелюбной среды, где защищены от неприятностей; их родителям свойственен демократический стиль общения друг с другом и с детьми, умение организовать интересный детский досуг.

В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и одаренности в дошкольном детстве выступает дошкольная группа, к-я представляет первое «детское общество», ребенок овладевает новой социальной ролью – члена коллектива, формируются отношения со сверстниками. Благоприятный психологический климат в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной одаренности ребенка. Социально одаренные дети обращают на себя внимание в группе детского сада. Они выделяются среди сверстников активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении со взрослыми и детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, к-я быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде.

 Одна важная особенность социально одаренного ребенка – коммуникативно-речевые способности. Лидера в группе можно выявит с помощью известных всем игр: «Ручеек», «Каравай» ит.д. Они «притягивают» к себе других. Вокруг них – первые детские объединения,  занятые игрой, конструированием, рассматриванием.

 Социально одаренные дети обладают:

  • Знаниями и умение грамотного выхода из конфликта
  • Знаниями мирилок и считалок
  • Знаниями интересных историй и сюжетов и т.д.

Проблема:

В своей работе со старшими дошкольниками я часто сталкивалась с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться

  • В связи с этим в этом учебном году  мною была организована  система организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков  «Маленькие гении общения»
  • Система состоит из четырех блоков:
  • - Коммуникативные игры и упражнения (эмоционально-волевая сфера,диалог, релаксация и т.д)
  • - Метод принятия роли (упражнения, на принятие ответственности,роль лидера в игре и.тд)
  • - Моделирования проблемных ситуаций (например игры на нахождение внутренних и внешних ресурсов по ТРИЗ Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений)

Задачи:

  • формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
  •  формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Необходимо помнить, что одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и в коллективной творческой деятельности.

Мальцева Наталья Васильевна

Педагог высшей категории

МБДОУ №102

 {jcomments on}