Развитие социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
В настоящее время выявлены разнообразные виды одаренности: интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная (двигательные навыки в спорте, танцах, ручном труде) и социальная (лидерская, коммуникативная), которая проявляются уже в дошкольном возрасте
Социальная (коммуникативная) одаренность достигает порой таких ярких проявлений, что говорят о врожденном таланте общения, особом даре привлекать к себе людей. Факторы и признаки социальной одаренности ребенка
Когда же можно впервые наблюдать проявления социальной одаренности? Специальные исследования, показывают: конец раннего детства, дошкольный период – начинают проявляться и развиваться социальная одаренность и коммуникативные способности.
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются профессионального успеха, хорошего материального положения, известности не всегда те, у кого высоко развиты умственные способности, а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, имеющие лидерские качества и организаторские способности.
Общепризнано – главным фактором развития социальной одаренности в дошкольном детстве является семья. Прежде всего, мать (а потом другие члены семьи) влияет на становление у ребенка социального интереса. Материнская любовь и забота, нежность к мужу, другим детям, к людям в целом выступают для ребенка ролевой моделью социального интереса, который распространяется на социальное окружение малыша. Второй по значимости фактор развитие социального интереса у ребенка – отец, его ролевая модель предполагает позитивную установку по отношению к жене и детям, работе, обществу, а также активное участие в воспитании, уважительное отношение к детям. Третьим фактором выступает атмосфера в семье. Взаимная дружеская любовь и уважение образуют среду для развития социального интереса ребенка. Наблюдения и исследования показывают, что в тех семьях, где дети проявляют склонность к лидерству, родители не бывают агрессивными по отношению к ним и также не проявляют сверхопеку, предоставляют им возможность самостоятельных действий и решений.
Социальная одаренность формируется в семьях, где дети воспитываются в условиях дружелюбной среды, где защищены от неприятностей; их родителям свойственен демократический стиль общения друг с другом и с детьми, умение организовать интересный детский досуг.
В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и одаренности в дошкольном детстве выступает дошкольная группа, к-я представляет первое «детское общество», ребенок овладевает новой социальной ролью – члена коллектива, формируются отношения со сверстниками. Благоприятный психологический климат в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной одаренности ребенка. Социально одаренные дети обращают на себя внимание в группе детского сада. Они выделяются среди сверстников активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении со взрослыми и детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, к-я быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде.
Одна важная особенность социально одаренного ребенка – коммуникативно-речевые способности. Лидера в группе можно выявит с помощью известных всем игр: «Ручеек», «Каравай» ит.д. Они «притягивают» к себе других. Вокруг них – первые детские объединения, занятые игрой, конструированием, рассматриванием.
Социально одаренные дети обладают:
- Знаниями и умение грамотного выхода из конфликта
- Знаниями мирилок и считалок
- Знаниями интересных историй и сюжетов и т.д.
Проблема:
В своей работе со старшими дошкольниками я часто сталкивалась с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться
- В связи с этим в этом учебном году мною была организована система организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков «Маленькие гении общения»
- Система состоит из четырех блоков:
- - Коммуникативные игры и упражнения (эмоционально-волевая сфера,диалог, релаксация и т.д)
- - Метод принятия роли (упражнения, на принятие ответственности,роль лидера в игре и.тд)
- - Моделирования проблемных ситуаций (например игры на нахождение внутренних и внешних ресурсов по ТРИЗ Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений)
Задачи:
- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.
Необходимо помнить, что одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и в коллективной творческой деятельности.
Мальцева Наталья Васильевна
Педагог высшей категории
МБДОУ №102
{jcomments on}