Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков дошкольников

 

Беседа "Как правильно дружить"

          В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них предлагаются ниже, в ходе проведения беседы можно дополнить и расширить их.

  - Помогай товарищу. Если умеешь что то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

  - Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

  - Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ неправ, скажи ему об этом.

  - Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что- то получилось лучше, чем у других. Не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

  - Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

         Можно вместе с детьми также сформулировать правила игры:

  - Соблюдай правила, старайся играть честно.

  - Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.

  - Обидно, когда проигрываешь, но  не падай духом и не злись на того, кто выиграл, ни на того по чьей вине, может быть произошло поражение.

 

Рисунок "Мои друзья"

       Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев ит.д. после рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его,кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур ит.д. интересными могут быть ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

         В качестве варианта этого упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

 

"Разыгрывание ситуаций"

          Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

  - два мальчика поссорились – помири их;

  - ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

  - твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

           Можно использовать для разыгрывания и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгрывании хорошо использовать такой пример, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе разыгрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

Цель: осознание адекватных форм поведения.

 

"Ролевая гимнастика"

  1. Рассказать стихотворение следующим образом:

- шепотом;

- с пулеметной скоростью;

- со скоростью улитки;

- как робот;

- как иностранец.

2.  Походить как:

     - младенец;

     - глубокий старик;

     - лев;

3.  Улыбнуться как:

     - кот на солнышке;

     - само солнышко.

4.  Посидеть как:

     - пчела на цветке;

     - наездник на лошади;

     - Карабас-Барабас.

5.  Попрыгать как:

     - кузнечик;

     - козлик;

     - кенгуру.

6.  Нахмуриться как:

     - осеняя туча;

     - рассерженная мама;

     - разъяренный лев.

        Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

 

"Встреча сказочных героев"

        Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик).  Ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (Стеклянный человек, Стойкий оловянный солдатик) и т.п.  Сказочные герои могут быть вымышленными.

       Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых он лишается, если изменит поведение своих героев.

       Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговоров дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

        - Опишите свои ощущения в новой роли.

        - Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

        - Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так,  как ваш герой?

        - Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

        Эта игра подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.

 

"Сказка наоборот"

          Известная детям сказка разыгрывается в 2-х частях

1-я часть – с привычными образами сказочных героев,

2-я часть – черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

           Каждый ребенок играет одного и того персонажа и в первой, и во второй части игры.

           После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

           - Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

           - Как в жизни люди относятся к разным характерам?

           - Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

           - Бывают ли в жизни такие ситуации?

          Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

 

"Цветик-семицветик"

          Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

1. Для этой игры вам понадобиться цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а так же красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

                          Лети, лети, лепесток,

                          Через запад на восток,

                          Через север, через юг,   

                          Возвращайся, сделав круг,

                          Лишь коснешься ты земли,

                          Быть по-моему вели.  

          Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т.к в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваться под оценки взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

2.  Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

3.  Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем 2-3 детей собирают все лепестки в две коробочки – красную и желтую. После того, как собраны все лепестка, кто-то один начинает поочередно вынимать из коробки, то из одной, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к его владельцу. Что бы собрать весь цветок, надо высказать все 7 желаний. Условие – не повторяться.

           Проводя игру, поощрите те желания, которые связаны с желанием позаботиться о своих товарищах, старых людях, о тех, кто слабее. Не забудьте заверить детей, что их желание обязательно сбудется.

 

"Сказка по кругу"

          Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям сказка, что они чувствовали, говоря по кругу, что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п.

          Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказывать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

          Сначала большинству детей бывает трудно включиться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого. Но, по мере развития сюжета, эти трудности обычно проходят.

 

"Спина к спине"

          Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

          Эта игра направлена на то, что бы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

 

"Новоселье"

          Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.

 

"Рисуем сказочных героев"

          Детям предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, хороших и плохих. После рисования обратите внимание ребенка на особенности рисунка: каким цветом, какие рисунки нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему, на каких героев они хотели бы быть похожи, что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку и т.п.

Цель: понимание характера сказочных героев, осознание оптимальных форм поведения.

 

"На кого я похож"

          Дети садятся вкруг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «На какой цветок?» и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

         Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п.

 

"Сидящий и стоящий"

         Один ребенок сидит, другой стоит. Задача:постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами. После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, что бы показать детям значение неверных средств общения.

 

"Замри"

      Скажи ребенку: «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласиться, и тебе будет интересно».

 

"Возьми себя в руки"

       Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, и тебе хочется кого-нибудь стукнуть, или что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека»

 

"Врасти в землю"

       Ребенку говорят: «Попробуй сильно, сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Ты – могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Эта поза выдержанного человека»

 

"Ты – лев!"

       Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь себе льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут также, как и тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, твои ноги, тело. Лев – это ты! »

 

"Заряд бодрости"

       Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика - большой и указательный. Возьми ими  за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» - 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. А теперь отпусти руку и тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку  и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку».

 

 "Дыши и думай красиво"

     Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи:

  • «Я – лев» - выдохни, вдохни;
  • «Я – птица» - выдохни, вдохни;
  • «Я – камень» - выдохни, вдохни;
  • «Я – цветок» - выдохни, вдохни;
  • Я спокоен – выдохни. Ты действительно успокоишься»

 

 "Стойкий солдатик"

       Скажи  ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки. Тогда встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты  - стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя происходит, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще повнимательней. Молодец! Ты настоящий защитник!».

 

"Сбрось усталость"

       Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, если чуть-чуть осталось повтори еще».

{jcomments on}