Участие родительской общественности в оценке качества образовательных услуг

Качество дошкольного образования- это общая характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающих меру их соответствия государственным стандартам, социальному заказу, обеспечивающих своевременное   развитие детей на основе разнообразия содержания и форм работы с ними; социальную защиту ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; достижение каждым ребенком минимального необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе

Родительская общественность- это передовая часть родительского сообщества, выражающая его мнение, которая целенаправленно совершенствуется в реализации образовательной функции, осознанно распространяет результаты взаимодействия с детьми в широкой практике семейного и общественного воспитания, являясь авторитетным и мобильным транслятором передового опыта

Родительская общественность- это коллектив грамотных, авторитетных, мобильных родителей, владеющих психолого-педагогической и общекультурной компетентностью, активно участвующих в управлении и организации педагогического процесса, включающихся во взаимодействие с детьми, транслирующих результаты положительного опыта семейного и общественного воспитания с целью совершенствования его качества

Факторы эффективной реализации контрольно-оценочной позиции родителей:

  • осознание родителями ответственности за реализацию собственной воспитательной и контрольно-оценочной функции;
  •  правовая и психолого-педагогическая компетентность родителей в области дошкольного образования;
  • наличие в ДОО признанных лидеров в области семейного и общественного воспитания;
  • авторитетность родительской общественности

Номативно-правовая и психолого-педагогическая  компетентность родителей- это сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входит:

  • знания об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства, об отдельных элементах воспитательного процесса (цели, задачи, методы, условия, результат);
  • осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, потребность в реализации собственной воспитательной и контрольно-оценочной функции;
  • интерес к процессу организации взаимодействия педагогов с детьми в ДОО, к проблемам образовательной организации, к процессу и результату личностного развития детей;
  • культура взаимоотношений между участниками педагогического процесса, построенная на принципах взаимопонимания и общности целей

Основные параметры для оценки качества образования родительской общественностью:

  • наличие условий для выполнения требований ФГОС;
  • удовлетворенность образовательными услугами и услугами по уходу и присмотру;
  • обеспечение свободного доступа родителей и законных представителей к информации о деятельности ДОО;
  • учет запросов родителей по оказанию различных услуг;
  • возможность участия родителей в решении образовательных задач;

В нашем ДОУ родители  ежегодно принимают участие в опросе «Удовлетворённость родителей образовательной услугой». Результаты  опроса мы используем для планирования направлений дополнительного образования, при принятии управленческих решений, и конечно, при планировании мероприятий  с родителями и совместных детско-родительских мероприятий.

В 2013-2014 году в нашем ДОУ прошла апробация методики С.Г. Молчанова  «Отбор содержания социализации», с которой он знакомил нас на семинаре «Духовные скрепы».

По мнению С.Г. Молчанова, начиная с 3-4 летнего возраста,  большое значение приобретает «оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьм  другу друга для совместной деятельности и общения». Отсутствие инструментального оценивания «личных качеств ребенка», т.е. его социальных компетенци, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформированность позитивной социальной компетентности у «выпускника» детского сада. Негативные проявления у детей, а зетем и взрослых, связаны, по мнению Молчанова, с отсутствием , прежде всего, социальной ответственности, которая проявляется гендерно: как социальная ответственность мужчины и женщины. Принципиально инновационным основанием для организации и содержания воспитания является принцип гендерности, который предполагает акцент в воспитании мальчиков- будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; девочек- будущая мать, хранительница семейного очага, хозяйка дома, воспитательница детей.

И здесь на помощь педагогам приходят родители. В начале учебного года на групповых родительских собраниях мы предложили родителям заполнить «Матрицу позитивных  гендерных и универсальных качеств личности», в которой  мамы и папы выбирали из большого списка качеств только 10, которые они хотели бы видеть  в сверстнике и сверстнице своего ребенка.

Вот таких мальчиков-сверстников  своего ребенка хотели бы видеть родители:

  • Вера в себя- 35 выборов
  • Доброта- 30 выборов
  • Мужественность- 29 выборов
  • Чувство юмора-22 выбора
  • Ответственность-22 выбора
  • Честность-21 выбор
  • Трудолюбие-18 выборов
  • Уважительность-13 выборов
  • Общительность-12 выборов

Способность защищать свои взгляды-11 выборов

А эти качества они больше всего приветствовали бы у сверстницы своего ребенка:

  • Умение понимать других-36 выборов
  • Жизнерадостность-32 выбора
  • Женственность-31 выбор
  • Верность-29 выборов
  • Умение уступить-29 выборов
  • Нежность-27 выборов
  • Доброта-25 выборов
  • Мягкость-21 выбор
  • Забота-19 выборов
  • Сострадание-12 выборов

 

Такие перечни были сделаны для всех групп, и этот перечень- есть не что  иное, как социальный заказ родителя, причем родитель  выступает не только как социальный заказчик, но и как эксперт, представляющий всю родительскую общественность , имеющих детей данного возраста.

По результатам  проведения методики ОСС  была запланирована воспитательно-образовательная работа по формированию сооветствующих качеств у дошкольников.

-Коммуникативные игры

-Решение проблемных ситуаций

-Игровые образовательные ситуации

-Коммуникативные игры

-Игровые образовательные ситуации