Развитие речи ребенка - это база обучения в школе

 

В школе большинство информации на уроках ребенок будет получать    в виде словесных инструкций и указаний, в качестве ответов учителю. Обучение чтению невозможно без представлений о звуках, из которых состоит слово, умения слышать и выделять в слове отдельные звуки и соотносить их с графическим изображением - буквой. Без представлений о звуковом составе слова и успешного освоения грамматического строя речи нельзя научиться грамотно писать. Без богатого активного словаря и развитой связной речи ребенка невозможен пересказ текста на всех уроках.

Задержка речевого развития (ЗРР) может быть следствием негативных особенностей, имеющихся в развитии ребенка (например, мозговой дисфункции - замедленное созревание мозговых клеток), или недостатка речевого общения и внимания к ребенку со стороны родителей (когда взрослые не считают вопросы речевого, интеллектуального развития и воспитания ребенка важным делом). Особенно неблагоприятно, сочетание двух этих факторов: если ребенок "неговорящий", поздно начал говорить, большую часть времени молчит или объясняется междометиями или жестами,  а взрослых это не особо беспокоит или вполне устраивает. Недостатки речи влекут за собой серьёзные проблемы: ограничивают общение ребенка с детьми и взрослыми, затрудняют понимание и усвоение словесной информации, нарушают процессы освоения чтения и письма.

Нередко родителей беспокоит только нарушение звукопроизношения у ребенка ("не выговаривает буквы") и они обращаются к логопеду. А при обследовании у специалиста выявляются и более серьезные проблемы нарушения речи ребенка.  Следует обратить внимание взрослых на то, что коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить с 4-до 9 лет, а более благоприятный период для ребенка с 4,5 до 7 лет.

Очень важно родителям внимательно прислушаться к речи ребенка, независимо от возраста, обратить внимание на искажение звуков ("не чисто выговаривает"), если ребенок упорно заменяет одни звуки другими. В этом случае необходимо обратиться к логопеду. Замены и смешение звуков, особенно близких по звучанию и способу произнесения, могут быть признаком того, что ребенок плохо различает их на слух (при нормальном слухе). Этот дефект не всегда сопровождается неправильным произнесением звуков, но создает колоссальные трудности при освоении письма. Поэтому консультация логопеда необходима перед началом школьного обучения (лучше всего за год), даже если "вроде все в порядке", и совершенно обязательна, если ребенок неправильно произносит некоторые звуки или не произносит их совсем.

Консультация логопеда необходима и тех случаях, когда у ребенка смазанная, невнятная, грамматически неправильная речь, бедный

словарный запас, скудный объем знаний об окружающем мире, если ребенок испытывает трудности в пересказе сказок, рассказов, историй из жизни, путается во временных понятиях, с трудом устанавливает причинно - следственные связи в явлениях окружающего мира или литературных сюжетах. Это означает, что у него есть проблемы, которые надо преодолевать с помощью специалиста как можно раньше, пока они не стали препятствием для его развития и успешного обучения. Логопед квалифицированно проанализирует эти проблемы и решит вопрос о направленности коррекционных занятий.

Задача родителей - не только обратить внимание на речевые проблемы ребенка и обратиться к логопеду за консультацией, но и стать активным участником коррекционного обучения. Побольше разговаривать с ребенком, рассказывать ему, читать вслух, внимательно и без спешки выслушивать его, помогать (а не составлять за него) в составлении связных высказываний и связных рассказов, совместно с ребенком выполнять рекомендации специалистов. Вполне посильное участие родителей в устранении речевых нарушений у детей сделает логопедические занятия более эффективными, а преодоление их - более быстрым.

 

                                                                                 Консультацию подготовила

                                                                            учитель-логопед

                                                                            Бабченко Татьяна Николаевна

                                                                                   За консультацией обращаться по тел. 8 951 81 35 470