Проектная деятельность в художественно- творческом развитии дошкольников среднего возраста.

Всё чаще в современных научно-методических материалах и описании передового педагогического опыта можно встретить упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста.

 Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность  ребёнка.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проекта:

  • Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.

 

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

 

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

 

В настоящее время дошкольные учреждения перешли на  проектный метод деятельности,который очень актуален и эффективен: Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка

А поскольку  развитие творческих способностей детей во многом зависит от взаимодействия сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями, я решила  прежде всего заинтересовать родителей  в совместной проектной деятельности со своими детьми художественно- творческого направления.

На родительских собраниях  постаралась заинтересовать их проблемой развития  творческих способностей детей, обеспечить знаниями по вопросам применения разнообразных материалов и техник выполнения изображения, провела анкетирование, консультации индивидуальные и подгрупповые о целесообразности совместного семейного творчества с детьми.

Ведь , прежде всего,родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют

расширению детского опыта.

 

развивая творческие способности детей и родителей через совместную продуктивную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, изобразительные навыки, способствуя тем самым объединению семьи и установлению положительного общения.

В настоящее время падает уровень духовной культуры,нравственных критериев. Многие родители заняты решением любых проблем, но только не проблем воспитания и развития ребенка. Мояцель: заинтересовать родителей, активизировать их участие в жизни ребенка. Существуют разные способы решения проблемы. На наш взгляд, через развитие совместного творчества взрослых и детей в продуктивных видах деятельности можно решить данную проблему.

Развивая творческие способности детей и родителей через совместную продуктивную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, изобразительные навыки, способствуя тем самым объединению семьи и установлению положительного общения.

 

 

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.

 

 

Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей? (Изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, конструктивной деятельности и т.д.).

Обратила внимание родителей на успехи детей в изобразительной деятельности (выставка рисунков, поделок, аппликации и т.д.).

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель:

воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.