Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема:Коммуникативная готовность к школе
Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И.Лисина).
По данным разных исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков таких, как общение с взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей: знанием определенных норм и правил поведения и общения и т.д. В психолого-педагогической литературе сделаны попытки определить основные компоненты, наиболее полно характеризующие коммуникативную готовность детей к школе. Умение сотрудничать со сверстниками включено в список компетенций, необходимых подрастающему поколению, принятых на семинаре Совета Европы в рамках проекта «среднее образование Европы». Учёные Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца считают- одним из важных условий успешного обучения детей в школе - появление принципиально новой позиции - позиции ровесничества. Именно эта позиция делает возможной и легко осуществимой совместную деятельность (в дальнейшем и учебную) со сверстниками, помогает понять товарища, воспринять его. установить с ним новые отношения, организовать и оценить действия с точки зрения группы
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыреформы общения с взрослыми :
ситуативно-личностное,
ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное (М.И.Лисина).
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребенок обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Для ребенка характерна уверенность в себе, инициативность в общении; использование речевых форм взаимодействия для установления контактов, решения конфликтов: использование элементарных формы речевого этикета: понимание доброжелательных шуток в свой адрес; внесение собственного вклад в коллективную деятельность. Ребёнок способен оценить свои достижения и других, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимать доброжелательную критику.
Если потребность в общении не удовлетворена, ребенок становится подавленным, раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Психологи говорят в этом случае об отрицательном эмоциональном самочувствии ребенка. Н.В.Клюева. Ю.В.Касаткина дают перечень следующих неблагоприятных характеристик общения:
> неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок:
> неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей:
> отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением и т.д.
Б.Г.Степанова предлагает следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения:
- чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого:
- предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь; объяснять, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе, помогать друг другу;
- обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками, помогают;
- выделять моменты, в которых дети высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи; /
- исключить нотации детям;
- рассказывать о ситуациях из своей жизни, в которых содействие других помогли нам;
- вовлечение детей в обсуждение конфликтов, поощрение их попыток найти альтернативный выход;
- последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения и т.д.
Не во всех образовательных программах и не в полном объёме отражены разделы, направления, отвечающие за коммуникативную готовность ребёнка к школе, хотя специальные психологические исследования убедительно показали, что одним из важнейших условий подготовки детей к школе является обучение их взаимодействию друг с другом и с взрослым. При этом было установлено, что коммуникативная готовность к обучению в школе не возникает само по себе и не формируется на традиционных занятиях. Необходима специальная работа, направленная на обучение детей взаимодействовать друг с другом. Наиболее полно отражена работа с детьми по обучению их взаимодействию друг с другом в разделах программы «Из детства в отрочество», а формирование умения строить взаимоотношения с взрослыми - в программе «Детство».
Основные направления коррекционно-развиваюших воздействий (Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.) представлены в программе «Азбука общения»
Существуют следующие методы и средства для развития коммуникативной готовности к обучению в школе:
- методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений; инсценировка эмоциональных состояний, осознание детьми эмоций, называние их;
- методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);
- психогимнастика и т.д.