Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тема:Коммуникативная готовность к школе

Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объ­единение усилий с целью достижения общего результата (М.И.Лисина).

По данным разных исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого со­стояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следователь­но, будущий школьник должен обладать рядом навыков таких, как общение с взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей: знанием определенных норм и правил поведения и общения и т.д. В психолого-педагогической литературе сделаны попытки определить основные компо­ненты, наиболее полно характеризующие коммуникативную готовность де­тей к школе.  Умение сотрудничать со сверстниками включено в список компе­тенций, необходимых подрастающему поколению, принятых на семинаре Совета Европы в рамках проекта «среднее образование Европы». Учёные Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца считают- одним из важных условий успешного обучения детей в школе - появление принципиально но­вой позиции - позиции ровесничества. Именно эта позиция делает возмож­ной и легко осуществимой совместную деятельность (в дальнейшем и учебную) со сверстниками, помогает понять товарища, воспринять его. устано­вить с ним новые отношения, организовать и оценить действия с точки зре­ния группы 

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыреформы общения с взрослыми :

ситуативно-личностное,

ситуативно-деловое,          

внеситуативно-познавательное,

внеситуативно-личностное (М.И.Лисина).

 Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникатив­ные навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребенок обладает чув­ством собственного достоинства, осознает на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе дру­зей и рода занятий. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него со­храняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Для ребенка характерна уверенность в себе, инициативность в общении; использование речевых форм взаимодействия для установления контактов, решения конфликтов: использование элементарных формы речевого этикета: понима­ние доброжелательных шуток в свой адрес; внесение собственного вклад в коллективную деятельность. Ребёнок способен оценить свои достижения и других, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимать доброжелательную критику.

Если потребность в общении не удовлетворена, ребенок становится по­давленным, раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспыш­ками гнева или приступами страха. Психологи говорят в этом случае об от­рицательном эмоциональном самочувствии ребенка. Н.В.Клюева. Ю.В.Касаткина дают перечень следующих неблагоприятных характеристик общения:

>   неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок:

>   неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей:

>   отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением и т.д.

Б.Г.Степанова предлагает следующие тактики взаимодейст­вия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения:

  • чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого:
  • предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь; объяснять, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе, помогать друг другу;
  • обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками, помогают;
  • выделять моменты, в которых дети высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи;        /
  • исключить нотации детям;
  • рассказывать о ситуациях из своей жизни, в которых содействие других помогли нам;
  • вовлечение детей в обсуждение конфликтов, поощрение их попыток найти альтернативный выход;
  • последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения и т.д.

Не во всех образовательных программах и не в полном объёме отражены разделы, направления, отвечающие за коммуникативную готовность ребёнка к школе, хотя специальные психологические исследования убедительно по­казали, что одним из важнейших условий подготовки детей к школе является обучение их взаимодействию друг с другом и с взрослым. При этом было ус­тановлено, что коммуникативная готовность к обучению в школе не возника­ет само по себе и не формируется на традиционных занятиях. Необходима специальная работа, направленная на обучение детей взаимодействовать друг с другом. Наиболее полно отражена работа с детьми по обучению их взаимо­действию друг с другом в разделах программы «Из детства в отрочество», а формирование умения строить взаимоотношения с взрослыми - в программе «Детство».

Основные направления коррекционно-развиваюших воздействий (Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.) представлены в программе «Азбука общения»

Существуют следующие методы и средства для развития коммуникативной готовности к обучению в школе:

  • методика обучения выразительным движениям  через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;     инсценировка эмоциональных состояний, осознание детьми эмоций, называние их;
  • методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (ми­мика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, му­зыка);
  • психогимнастика и т.д.