Развитие успешной адаптации к условиям доу детей раннего возраста через игровую деятельность

Щепёткина Т.Н.

 МБДОУ № 102

         Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений  организма и психики), или негативному (стрессу). Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Помочь детям преодолеть стресс помогут игры и игровые упражнения, цель которых- снижение эмоционального напряжения у детей в  адаптационный период, развитие базового доверия к миру, интеллектуальное развитие ребёнка, снижение заболеваемости у детей.

          Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, ведь они попадают в новую среду к незнакомым людям. В жизни ребенка происходит множество изменений: чёткий режим дня, отсутствие родителей, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти перемены приводят к стрессу и эмоциональному дискомфорту. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Это   главная задача в этот период. По-моему мнению, залогом успешного протекания процесса адаптации детей в детском саду, является обеспечение педагогом защиты, эмоционального комфорта и интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.

         Актуальность    данной проблемы     определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия и интеллектуального  развития ребёнка, снижение его заболеваемости, благоприятной   адаптации к школе и к жизни в обществе. Наиболее приемлемым методом развитие успешной адаптации является игровая деятельность.

          В период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым чрезвычайно острая и это нужно учитывать. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Я стараюсь установить телесный контакт с ребенком, чтобы в период адаптации добиться максимально возможного комфортного пребывания в детском саду и некоторым детям важно объяснить, что здесь в садике безопасно, именно на таком языке. Я встречаю детей при приеме всегда с улыбкой, даю им понять, что я рада их видеть, говорю о том, что сильно соскучилась. Это дает возможность почувствовать детям, что они любимы, что им в саду рады. Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть.

        А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребенка, целесообразно в адаптационный период использовать различные игры. Так как игра   занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

        Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

        Сначала мы используем  отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

         Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы используем следующие виды игр:

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. Наши воспитанники очень любят сюжетные игры «Дочки – матери»  и  «Семья».

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Самыми любимыми подвижными играми наших детей являются «Прятки», «Пёс-барбос», «Мышки-трусишки», «Мишка бурый».

3. Логоритмические игры. В период адаптации мною использовались логоритмические игры. Эти игры включались во все режимные моменты. Такие игры имеют высокую эффективность воздействия на эмоциональную сферу, благотворно влияют на двигательную активность, речевое развитие детей в период адаптации. Игровая двигательная ситуация с использованием логоритмических игр снижает уровень психологических стрессов, способствует желание идти на контакт со взрослыми и сверстниками. Мы любим играть в «Совушку-сову», «Барабанщики».

4. Малые формы фольклора.

       Потешки очень помогают в работе не только на занятиях по развитию речи, но и буквально во всех режимных моментах. Они так и называются потешки-помощники. Потешки и пестушки помогают мне в облегчении процесса адаптации детей. Мы создали картотеку потешек для всех режимных моментов (умывания, одевания, укладывание спать, приём пищи). Ежедневно мы используем  потешки для адаптации, повышающие настроение детей, их самооценку.

5. Театрализованные игры.

     Это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры, развивающие речь и творческие способности малышей.  Роль различных видов театра   невозможно переоценить. Прежде всего, театр  помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Часто используем кукольный театр.

6. Пальчиковые игры.

     Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Дети любят играть в «Пальчики проснулись», «Это- я»,  «Палец толстый и большой» «Замок», «Зайка».

     Таким образом, систематическое применение игр различных видов помогли детям раннего возраста легче пройти период адаптации к детскому саду.

Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно -образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Систематически информировали родителей о творчестве их детей через  фото - газеты, где дети   запечатлены в различных игровых ситуациях.  

Вывод:

         Результаты диагностики степени адаптации показали, что адаптация детей к условиям ДОУ в 2015-2016 году прошла успешно: у 62% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 48% средняя степень адаптации, детей с тяжелой адаптацией не выявлено.

   Таким образом- игровая деятельность несет в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.   Перспективным направлением нашей дальнейшей деятельности является пополнение картотеки адаптационных игр с учетом возраста детей (дети двухлетнего и трехлетнего возраста) а также организация родительского клуба для обучения родителей адаптационным играм.   

Литература

 1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2007

2. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. // Обруч. -2006.-№5.

3. Н.В. Кирюхина. "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"-Москва,2005

4. Г.Г.Григорьева кроха "Играем с малышами"-Москва "Просвещение" 2005

5. В.Алямовская "Ясли-это серьёзно"-Линка-пресс Москва 2000

6.  Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.