Развитие логического мышления старших дошкольников    посредством дидактических игр математического содержания

 

 

 

Автор Зязева Елена Павловна,

Воспитатель МБДОУ № 102


 

                                                  Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..….3

Актуальность……………………………………………………………………3

1. Сформированность логического мышления как одно из условий успешного усвоения дошкольниками основной общеобразовательной программы ДОУ…………………………………………………………4

1.1 Основные формы абстрактного мышления ……………………….4

1.2. Этапы развития мышления в дошкольном возрасте ……………..4

1.3. Педагогические возможности игры в развитии логического мышления…………………………………………………………….…..6

1.4. Математические игры………………………………………………8

2. Система работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством игр математического содержания …………………………………………………………………................9

2.1 Игры с правилами………………………………………….. ………9

2.2 Логические упражнения в обучении детей математики ………..10

2.3 Логико-математические игры как средство активизации обучения математике  (Игры-головоломки)…………………………………….12

 3. Результативность проведенной работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством игр математического содержания …………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………… ……………18

Список литературы……………………………………………………………20

Приложение……………………………………………………………………22


Введение

«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир» (программа «Детство», Спб, 1996).. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать пищу для ума ребенка.

Педагогическая практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем лучше у ребенка будет сформирована мыслительная деятельность при поступлении в школу, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода - школьного детства.

Одна из основных задач дошкольного образования - матема­тическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы на­учить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

 

Актуальность

Математика по праву занимает очень большое значение в системе дошкольного образования. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

 

Глава 1

Сформированность логического мышления как одно из условий успешного усвоения дошкольниками основной общеобразовательной программы ДОУ

 

1.1                Основные формы логического мышления

Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

Познание человеком окружающего его мира осу­ществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мыш­ления.

Путем чувственного отражения мы познаем отдельные  предметы  и  их  свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления явля­ются  понятия,  суждения  и умозаключения.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абс­трагирование, обобщение, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных   предметов.   Для   выделения   существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечь­ся) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мыс­ленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объеди­нение) частей предмета, отдельных признаков, при­том   признаков   существенных,   в   единое   целое.

Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребенка ему придется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или   виды   отношений   между   понятиями.

 

1.2.             Этапы развития мышления в дошкольном возрасте

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Игра является ведущим видом деятельности до­школьника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, домиз кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например в «магазин», «дочки-матери» и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства пред­метов. В игре ребенок учится пользоваться предметами  домашнего обихода,   инструментами,  учится планировать свои действия. Именно в игре со­вершенствуются ручные движения и умственные операции.

Особо следует рассказать о развитии  восприятия, памяти, внимания и мышления дошкольника.

В период  времени  от  3  до  7  лет  под  влиянием конструкторской продуктивной, художественной де­ятельности у ребенка складываются способности мысленно   расчленять   видимый   предмет на   части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их    про­странственные особенности, соотношения    частей. Развитие восприятия происходит поэтапно.  На пер­вом    этапе    перцептивные    действия    формируются непосредственно   в   результате   игры   с   различными предметами.   Лучше,   если   при  этом  для  сравнения ребенку   будут   даваться   эталоны   (шар,   пирамида, куб,   другие   геометрические   фигуры   или   эталоны цвета).   На   втором   этапе   дети   знакомятся   с   про­странственными   свойствами   предметов   с   помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно    быстро    узнать    интересующие    свойства объектов,   при   этом   внешнее   действие   восприятия превращается   в   умственное.

Характерной особенностью внимания ребенка ран­него   дошкольного   возраста   является   его   непроиз­вольность,   т. е.   то,   что  оно  вызывается  внешними привлекательными    предметами,    событиями.    Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к   воспринимаемым   объектам.   Активное   владение речью,   рассуждения  вслух,   внутренне  регулируемое восприятие    позволяют    формировать    произвольное внимание,   т. е.   внимание,   возникающее   под   вли­янием    внутренне    поставленной    задачи    или    раз­мышлений.    Младшие    дошкольники    обычно    рас­сматривают    привлекательные    для    них    картинки не   более   6-8   секунд,    а   старшие   дошкольники способны   сосредоточивать   внимание  уже   от   12   до20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необ­ходима помощь родителей, т. к. уже и в до­школьном возрасте наблюдаются значительные ин­дивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятель­ности,  состояния  здоровья,  условий  жизни ребенка.

Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3-4 лет) запоминание и воспроизведение являются не­произвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4-летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и сред­него дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошколь­ники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с пра­вилами, стимулируют, в первую очередь, нагляд­но-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действования с пред­метами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения опе­рировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей,    так   как   известна   нелогичность   детских рассуждений при сравнении, например, ве­личины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трех - четырехлетний ребенок может использовать слова, ко­торые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление   формируется   к   подростковому   возрасту.

 

1.3. Педагогические возможности игры в развитии логического мышления.

Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, Ф.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств - логического мышления, творческое воображение, осмысленная память - не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал Л.С. Выготский “ведущую роль в психическом развитии ребенка”.

Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина” [2, 17].

В основном виде игры сюжетно-ролевой, творческой отражаются впечатления детей об окружающем их знания, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр (развиваются умения обобщать функции мышления), так и дидактической игре. Само название дидактические говорят о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. А.С.Макаренко прекрасно понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении воспитательных целей. Поэтому он стремился создать комплекс игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания.

В современной педагогике дидактическая игра рассматривается, как эффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

-находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

-сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления различных отношений в коллективе [9, с. 36].

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Также развивает речь детей: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Некоторые игры требуют от детей активного использования видовых, родовых понятий, упражняют в нахождении синонимов, слов, сходных по значению и т.д. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Итак, развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону игры, которые способствуют развитию мышления младших школьников.

1.4.Математические игры

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Л.А.Столяров выделяет следующую структуру обучающей игры, которая включает основные элементы, характерные для подлинной дидактической игры: дидактическую задачу, игровые действия, правила, результат.
Дидактические задачи:

- всегда разрабатываются взрослыми;

- они направлены на формирование принципиально новых знаний и развитие логических структур мышления;

- усложняются на каждом новом этапе;

- тесно связаны с игровыми действиями и правилами;

- представляются через игровую задачу и осознаются детьми.

Правила строго зафиксированы, определяют способ, порядок, последовательность действий по правилу. Игровые действия позволяют реализовать дидактическую задачу через игровую. Результаты игры завершение игрового действия или выигрыш.

Итак, педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

 

Глава 2. Система работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством игр математического содержания

 

2.1. Игры с правилами

Для развития логического мышления особенно важны детские игры с правилами: подвижные, сюжетные. Именно с таких игр мы решили начать свою работу. Прятки, жмурки, классики, дочки-матери, магазин и др. – в них дети учатся рассуждать, мыслить. Учатся самому главному, самому необходимому компоненту учения – функции произвольности, механизму умения понимать и принимать правила и следовать им.

Сначала ребенком осваивается схема собственного тела, происходит формирование пространственных представлений по вертикали (выше, ниже, над, под, между), затем по горизонтали (справа, слева, ближе, дальше) по отношению к собственному телу. Затем формируется анализ взаимоотношений между собой объектов, окружающих ребенка (дерево выше куста, лес ближе к дому, чем речка). Потом происходит формирование пространственных отношений на более высоком уровне.

Помимо подвижных и сюжетных игр, детям также предлагали настольно-печатные игры с правилами.

Например, разнообразные бродилки (в них игроки определяют количество шагов при помощи кубика). Начинали с игр с элементарными правилами. Например, такие как «Полянка», «Завтрак», «Остров сокровищ» и др. Также пробовали играть с более сложными правилами («Кот, Петух и лиса», «Собери урожай», «Рыбалка», «Путешествие», «Сокровища» и др).

Больше всего детям понравились игры с карточками В.А.Кайе: «Зеленые поляны», «Мосты и берега». Игроки делились на две команды: строителей и разрушителей. Ребята по очереди выкладывали на игровое поле по одной карточке с фрагментами зеленого орнамента, пристыковывая по правилам "согласованной стыковки" их к уже выложенным. При этом каждый решал свою задачу: одни строили мост с одного берега реки на другой, а другие мешали им.

К игре возвращались многократно, попутно решая такие задачи, как:

  • Целенаправленное преодоление психологической инерции;
  • Решение задач творческого характера;
  • Овладение обобщенными способами действия.
  • Развитие логического решения, абстрактного мышления, фантазии, наблюдательности, внимания, конструкторской деятельности детей, умения анализировать и проверять себя.

 

2.2. Логические упражнения в обучении детей математике

Назначение логических упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Мы применяли их как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми. В старших группах логические упражнения использовали в качестве «умственной гимнастики» в начале образовательной деятельности или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формирование количественных, пространственных представлений).

Дети всегда справлялись с заданием лучше, когда делали это с чувством наслаждения и удовлетворения.

Учитывая принцип постепенности (от простого к сложному), вводили логические упражнения поэтапно.

Обучение логическим приемам начинали со зрительной информации, постепенно переходя на словесную.

При обобщении предметов обращали внимание на признак формы (Какие из предметов имеют треугольную (квадратную) форму?), на признак назначения (Чем похожи и чем отличаются предметы друг от друга), на признак цвета (Соедини в комплекты предметы).

Обратили внимание, что при сравнении дети легче устанавливали различие, чем сходство признаков предметов. Поэтому учили детей выделять и обобщать признаки предметов. Сравнивая предметы, важно учитывать, по каким общим признакам их нужно сравнивать, а от каких нужно отвлечься, не обращать внимание.

Сравнивали предметы по форме и цвету (Чья тень? Подбери правильный осколок к вазе),по размеру и массе (В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?), объясняя детям, что о тяжести предмета не всегда можно судить по его размерам. При сравнении предметов по размеру и массе важен материал, из которого предмет сделан (маленький свинцовый шарик намного тяжелее огромного воздушного шара). Сравнивалипредметы по скорости движения (Кто быстрее движется?), по расположению (Подбери парные картинки), по назначению (Подбери пару).

В основе анализа лежит умение выделять и обобщать признаки предметов и явлений. Опыт и знания детей ещё недостаточно большой. Поэтому обучение строили на индуктивном методе, сначала накапливали конкретные знания, затем эти знания обобщали в правила. Однако дети в этом возрасте не могли подвергать анализу более широкий круг знаний, поэтому совместно с индуктивным методом обучения появилась необходимость использовать и дедуктивный метод, детей учили конкретизировать правило. Сочетание методов способствовало наиболее высокому умственному развитию детей. На каждую лексическую тему («Времена года», «Время», «Профессии», «Магазин», «Спорт», «Одежда», «Звери», «Птицы», «Насекомые» и др.) предлагали набор заданий (Где живёт? Когда на небе видны звезды? Что дольше длится? Где чьи подарки? Для каких видов спорта используются эти предметы? и другие).

Играя, систематически упражнялись в назывании противоположных признаков, определяли, чего не хватает у предмета, чинили коврики, подбирая заплатки.  Дети придумывали задания к игре «Четвертый лишний», с удовольствием определяли, что художник изобразил неверно. С особым интересом расшифровывали секретные записки и пытались сами их составить.

Классифицировали предметы по локальным признакам (Кто где живет?), по назначению (Что нужно взять в школу?), по функциональным признакам (искали связь между двумя предметами среди группы предметов), указывали как родовые понятия, так и видовые различия (какая это посуда: чайная или столовая?)

Некоторые задания были направлены на выделение по определенным признакам одного или несколько предметов из целой группы. (Какие из этих предметов тебе понадобятся в школе? Что из вещей нужно взять, чтобы согреться?)

Сначала по иллюстрации, затем по словесному описанию выявляли признак предмета на основе противоположного признака. (Под ёлкой цветок не растёт.Под берёзой не растёт грибок.Что растёт под ёлкой,а что под берёзой?)

Выявляли сходные свойства разных объектов (Аналогия), устанавливали последовательность событий (Систематизация).

Для того чтобы научиться мысленно выделять отдельные свойства предмета и отделять их от других свойств, решали задачи-шутки (Что легче, один кг ваты или один кг железа?), выясняли, какие из суждений верные, а какие нет (Ветер дует, потому что деревья качаются).

Исследования показывают, что ребенок усваивает те предметы, которые ему интересны.

Подбирали веселые задачки и стихи к каждой непосредственной образовательной деятельности. Все, что учится при положительных эмоциях, усваивается легко. Старались представить детям материал таким образом, чтобы он стал ярким и необычным, чтоб ребята усваивали материал с большей вероятностью и меньшими усилиями.

 

2.3. Логико-математические игры как средство активизации обучения математике.  Игры-головоломки

Считаем, что у детей надо развивать интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению. Важно дать окрепнуть творческому уму, познать радость успеха, радость преодоления трудности.

В своей работе использовали такие развивающие игры как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Точечки», «Дроби»), геометрические конструкторы, карточки Кайе, задания со счетными палочками. 

Использовали эти игры непосредственно в образовательной деятельности, а также в совместной деятельности с детьми в утреннее, в вечернее время и на прогулке. Когда дети овладевали навыками игры, начинали использовать игру и в самостоятельной деятельности.

Более подробно рассмотрим некоторые из них.

 

Геометрические конструкторы.  Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Сущность игры состоит в воссоздании на плоскости силуэтов предметов по образцу или замыслу.

По мнению З.А.Михайловой, Р.Л.Непомнящей геометрические конструкторы – эффективное средство умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.

Благодаря геометрическим конструкторам у детей развивались пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалка, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры помогали разнообразить занятия с детьми, насытить их атмосферой творчества.

В своей работе мы использовали «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».

Каждая игра имеет свой комплект элементов. Из деталей «Танграма» выкладывали силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, различных видов транспорта, из деталей «Волшебного круга» - животных, рыб, из «Колумбова яйца» - силуэты птиц.

Знакомство с геометрическим конструктором происходило постепенно: узнали название игры, рассматривали набор, называя геометрические фигуры, группировали по форме, размеру, выкладывали из нескольких фигур одну. Игры осваивали поэтапно:

  1. Сначала выкладывали по расчлененным образцам в натуральную величину с прорисованными частями;
  2. далее по расчлененным образцам, уменьшив или увеличив детали конструктора;
  3. затем переходили на частично расчлененные образцы (в натуральную величину, после уменьшив или увеличив детали конструктора);
  4. более сложным и интересным для ребят являлось воссоздание фигур по нерасчлененным образцам (силуэтным или контурным);
  5. некоторые дети в качестве образцов использовали реальные рисунки предметов.

Поддерживать интерес к играм помогали загадки, стихотворения, рассказы, сказки.

Составляя силуэты, дети затем использовали их в самостоятельной деятельности: раскрашивали по желанию, дорисовывали детали, делали аппликации, композиции, коллажи. Работами оформляли вестибюль, устраивали тематические выставки.

«Сложи квадрат Никитина»

Суть головоломки заключается в складывании квадрата из кусочков различной формы одного цвета. Игра-головоломка решает сразу  несколько задач: тренирует в развитии цветоощущения, развивает сообразительность при решении проблемы частей и целого, помогает усвоить нумерацию чисел. Постепенное усложнение заданий позволяло детям продвигаться самостоятельно и уверенно.   

С детьми мы придумывали и сделали новые квадраты, разрезая квадраты не только по прямым линиям, а используя кривые линии, окружность и ее части.

 

«Точечки»

Прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету, усвоения нумерации. 

Отличительная особенность игры в том, что точки на квадратах расположены не только линейно, но и по треугольнику, по окружности, в центре (подсчет точек в таких квадратах не так-то прост).

Приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов:

У детей надо развивать интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению. Важно дать окрепнуть творческому уму, познать радость успеха, радость преодоления трудности.  Всегда нужно уметь показывать ребенку резерв его возможностей, что можно сделать ещё лучше. «Ты сегодня сложил квадрат, быстрее, чем вчера».  К оценке важно привлекать и самого ребенка: «Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось?»

Вводить игры необходимо постепенно, последовательно. Лучше начинать с заведомо более легких заданий. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже.

Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами. Периодическое «остывание» детей можно использовать для введения одной из следующих игр. Но когда забытая игра снова возвращается к ним, она приобретает прелесть почти новой. Непреодолимые прежде задания могут быть играючи преодолены.

В один день можно играть две или три развивающие игры, но чтобы две из них были детям уже хорошо известны. Лучше, если игры различны по своему характеру, чтобы не происходило переутомления. Предоставлять детям возможность самим выбрать игру по желанию. Помощь должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности.

Глава 3

Результативность проведенной работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством игр математического содержания.

За год применения в непосредственной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности игр математического содержания у детей подготовительной группы наблюдается положительная динамика в развитии таких критериев, как:

  • Умение обобщать словами группы предметов;
  • Умение относить предмет к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков;
  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Умение устанавливать причинно-следственную связь событий;
  • Развитие логического мышления.

 

Диагностика уровня развития мышления детей

подготовительной группы в начале учебного года

 

Операции логического мышления

обобщение

Исключение лишнего

Наглядно-образное мышление

Установление причинно-следственных связей

Умение выстраивать по аналогии

Умение устанавливать закономерность

 

Имена детей

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Алена Ф.

В

В

В

В

В

В

Андрей Г.

Ср

В

Ср

Ср

Ср

Ср

Андрей Ч.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Антон П.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем У.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Василиса Ф.

В

В

В

В

В

В

Дима Я.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Егор С.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Женя К.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Кирилл П.

Н

Ср

Н

Ср

Ср

Ср

Максим Б.

Н

Н

Ср

Н

Ср

Н

Максим Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Матвей К.

В

В

В

В

В

В

Милана П.

В

В

В

В

В

В

Настя Д.

В

В

В

В

В

В

Неждана Л.

Н

Ср

Ср

Ср

Н

Н

Никита К.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Олеся Г.

В

В

В

В

В

В

Рома И.

В

В

В

В

В

В

Сережа К.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Стас Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Степа У.

В

В

В

В

В

В

Таня Ф.

В

В

В

В

В

В

Юля Б.

Ср

Ср

Ср

В

В

Ср

                         

Количество детей с высоким уровнем развития логического мышления на начало года составляло 36,5%, со среднем – 57, 7%, с низким – 5,8%.

 

Диагностика уровня развития мышления детей

подготовительной группы в конце учебного года

 

Операции логического мышления

обобщение

Исключение лишнего

Наглядно-образное мышление

Установление причинно-следственных связей

Умение выстраивать по аналогии

Умение устанавливать закономерность

 

Имена детей

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

Алена Ф.

В

В

В

В

В

В

Андрей Г.

В

В

В

В

В

В

Андрей Ч.

Ср

Ср

Ср

В

Ср

Ср

Антон П.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем У.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Василиса Ф.

В

В

В

В

В

В

Дима Я.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Егор С.

В

Ср

В

Ср

В

В

Женя К.

В

В

В

В

В

В

Кирилл П.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Максим Б.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Максим Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Матвей К.

В

В

В

В

В

В

Милана П.

В

В

В

В

В

В

Настя Д.

В

В

В

В

В

В

Неждана Л.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Никита К.

Ср

В

В

В

Ср

В

Олеся Г.

В

В

В

В

В

В

Рома И.

В

В

В

В

В

В

Сережа К.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Стас Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Степа У.

В

В

В

В

В

В

Таня Ф.

В

В

В

В

В

В

Юля Б.

В

В

В

В

В

В

                         

 

На конец года количество детей с высоким уровнем развития мышления уже составило 51,9%, со среднем - 48,1%, с низким уровнем детей не выявлено.

Диагностика уровня развития мышления детей подготовительной группы

 

Операции логического мышления

обобщение

Исключение лишнего

Наглядно-образное мышление

Установление причинно-следственных связей

Умение выстраивать по аналогии

Умение устанавливать закономерность

Имена детей

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Алена Ф.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Андрей Г.

Ср

В

В

В

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Андрей Ч.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

В

Ср

Ср

Ср

Ср

Антон П.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем З.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Артем У.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Василиса Ф.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Дима Я.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Егор С.

Ср

В

Ср

Ср

Ср

В

Ср

Ср

Ср

В

Ср

В

Женя К.

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Кирилл П.

Н

Ср

Ср

Ср

Н

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Максим Б.

Н

Ср

Н

Ср

Ср

Ср

Н

Ср

Ср

Ср

Н

Ср

Максим Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Матвей К.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Милана П.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Настя Д.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Неждана Л.

Н

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Н

Ср

Н

Ср

Никита К.

Ср

Ср

Ср

В

Ср

В

Ср

В

Ср

Ср

Ср

В

Олеся Г.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Рома И.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Сережа К.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Стас Н.

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

Степа У.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Таня Ф.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Юля Б.

Ср

В

Ср

В

Ср

В

В

В

В

В

Ср

В

Таким образом,  наибольшая положительная динамика видна по таким критериям, как:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Умение устанавливать причинно-следственную связь событий;
  • Умение обобщать словами группы предметов;
  • Умение относить предмет к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков.

 

Сводная таблица уровня развития мышления детей

подготовительной группы

Операции логического мышления

обобщение

Исключение лишнего

Наглядно-образное мышление

Установление причинно-следственных связей

Умение выстраивать по аналогии

Умение устанавливать закономерность

Уровень развития логического мышления

 

уровень

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

высший

34,7%

50%

38,4%

50%

34,6%

53,8%

38,4%

53,8%

38,4%

50%

34,6%

53,8%

36,5%

51,9%

средний

53,8%

50%

57,7%

50%

61,5%

46,2%

57,7%

46,2%

57,7%

50%

57,7%

46,2%

57,7%

48,1%

низший

11,5%

-

3,9%

-

3,9%

-

3,9%

-

3,9%

-

7,7%

-

5,8%

-

                               

 

Количество детей с высоким уровнем логического мышления выросло на 15,4%, детей с низким уровнем логического мышления на конец года не выявлено.

На наш взгляд, эффективность развития логического мышления дошкольников еще возрастет, если в качестве средств обучения предлагать наглядные модели, знакомство с которыми начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера, логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

 

Заключение

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы,  простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».

Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса:

    НОД;

 Совместная деятельность с детьми;

 Свободная самостоятельная деятельность.

Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие - то конкретные возрастные рамки для участников игры.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки предметов и явлений. Всё это является операциями логического мышления. Дети учатся выделять разнообразные свойства объектов, проявляя при этом самостоятельность в оценке, отнесении объектов к определенному классу. Наиболее успешна подобная деятельность в игровых упражнениях на поиск лишнего, недостающего, следующего в ряду объекта.

В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

В современную программу «Детство» включено логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.
Эта программа реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением.
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Отбирая методы и приёмы, необходимо помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.                              
Приобретённые  умения и навыки пригодятся ребенку не только для решении задач с математическим содержанием, но и в речевом общении со взрослыми и сверстниками, умении принимать самостоятельные решения в новых ситуациях, что в конечном итоге влияет на характер адаптации ребенка к школьной жизни.

 

Литература

  1. Белошистая А.В. Тесты для поверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет – М.: Айрис – пресс, 2010.
  2. Болховитинов В.Н. и др. Твое свободное время - М., 1975 г.
  3. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1989 г.
  4. Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994.
  5. Выбираем правильный маршрут (по метод. разработкам Психолого-методического центра им. Л.А. Венгера) //  Карапуз -2010, №5.
  6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС». – 2012.
  7. Гаврина С.Е. Я развиваю логику. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  8. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. Столяра А.А. - М., 1991 г.
  9. Задачки на поиск скрытого. // Карапуз -2010, №2.
  10. Зак А. Путешествие в сообразилию. Поиск девятого. - М.: Перспектива, 1993.
  11. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки - М., 1995г.
  12. Кайе В.А. Зеленые поляны. // Цветной мир. - 2009, №4. - С.36-39.
  13. Лебеденко, Е Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий в игр для детей среднего й старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденка -СПб,: Детство-Пресс, 2003.
  14. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Игры-головоломки / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Спб.; «Детство-пресс», 2000.
  15. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  16. Математика от трёхдо шести: учеб.-метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н-Иоффе. - СПб.:Детство-Пресс, 1996.
  17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.- М.: Просвещение, 1990.
  18.  Михайлова, 3. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: метод, пособие для педагогов ДОУ / 3.А. Михайлова, И. Н. Ченлашкина. -СПб.: Детства-Преос, 2002.
  19. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.
  20. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников - Спб.: Детство-пресс, 2005г.
  21. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. -СПб.: Детство-Пресс, 1996.
  22. Первые шаги в математику. Средняя группа: метод, поообие /сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко; Волгогр. гос. ин-т повышения квалификации раб. образования. - Волгоград, :2004.
  23. Развиваем мышление и логику / Авт.-сост. В. Полушкина. - М.: Астрель, 2010.
  24. Развиваем мышление и логику/ авт.-сост. В.Полушкина. – М.: Астрель; Спб.: Астрель, 2010.
  25. Розанов В. Решать, искать, побеждать! // Обруч - 2000, №3. - С. 33.
  26. Смоленцева А.А, Михайлова З.А. Математика для школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Спб.: Детство-пресс, 2000г.
  27.  Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А, А. Смоленцева.
  28. Соколова Ю. Задачки на логику. - М.: Эксмо, 2003.
  29. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  30. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.

Шалаева Г.П. Логика. – М.: АСТ: СЛОВО, 2010.

  

Приложение 

Виды логических упражнений в обучении детей математике

Обобщение предметов

  • по признаку формы (Какие из предметов имеют треугольную (квадратную) форму? Чем похожи и чем отличаются предметы (палатка и треугольник, яблоко и мяч, карандаш и флейта)? Что похоже на данную геометрическую фигуру? Какие геометрические фигуры использовал художник в рисунках? И другие задания.)
  • по признаку назначения (Чем похожи и чем отличаются предметы друг от друга (весы и часы, свечка и лампочка, гитара и пианино)? И другие задания.)
  • по признаку цвета (Назови все предметы зеленого цвета. Соедини в комплекты (варежки с шарфами) И другие задания.)

Сравнение предметов

  • Сравнение предметов по форме и цвету (Чья тень? Подбери правильный осколок к вазе. Подбери отражение в кривом зеркале Найди одинаковые фигуры Найди 5 (10) отличий. Подбери к варежкам их половинки. И другие задания.)
  • Сравнение предметов по размеру и массе (Что тяжелее, что легче? Какие из предметов мягкие? В каком аквариуме рыбке просторнее плавать? В какой чемодан войдет больше вещей? Какая дорожка самая короткая? Расставь полоски в убывающем порядке по длине (в возрастающем порядке по ширине) И другие задания.). Объясняли детям, что о тяжести предмета не всегда можно судить по его размерам. При сравнении предметов по размеру и массе важен материал, из которого предмет сделан (маленький свинцовый шарик намного тяжелее огромного воздушного шара).
  • Сравнение предметов по скорости движения (Кто быстрее движется? Расставь картинки в порядке ускорения движения. Кто лучше летает: лебедь или курица? И другие задания.)
  • Сравнение предметов по расположению (Подбери парные картинки Подбери парные карточки (по расположению геометрических фигур) И другие задания.)
  • Сравнение предметов по назначению (Подбери пару. И другие задания.)

 

Абстрагирование

  • Какие из суждений верные, а какие нет? Обоснуй свой ответ.
  • Задачи-шутки (У мамы две дочки, у каждой дочки есть родной брат, сколько детей у мамы? Двое мальчиков играли в шаш­ки 3 часа, сколько времени играл каждый? Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? Что легче, один кг ваты или один кг железа?)

 

Ограничение

  • Какие из этих предметов тебе понадобятся в школе?
  • Обведи только красные квадраты.
  • Отбери предметы для портнихи (врача, строителя, парикмахера).
  • Что из вещей нужно взять, чтобы согреться?
  • Какой кусок не от этой картинки?

 

Отрицание

  • Под ёлкой цветок не растёт. Под берёзой не растёт грибок. Что растёт под ёлкой, а что под берёзой?
  • У жёлтого кораблика не зелёный флажок, а у синего кораблика не красный. Покажи, какого цвета флажок у каждого кораблика.
  • Рыжий клоун выступал не с мячиком, а Чёрный клоун выступал не с шариком. С каким предметом выступали Рыжий и Чёрный клоуны?

 

Аналогия

Выявление сходных свойств разных объектов.

 

Систематизация

Установление последовательности событий.

 

Классификация

  • Классификация по локальным признакам. (Кто где живет? Кто живет в лесу, а кто в доме?)
  • Классификация по назначению. (Что нужно взять на дачу? Какой предмет не подходит к остальным?)
  • Классификация дифференцированная. (какая это посуда: чайная или столовая?)
  • Классификация предметов по функциональным признакам. (Соедини те предметы, которые связаны между собой.)

 

Анализ и синтез

Лексические темы: «Времена года», «Время», «Профессии», «Магазин», «Спорт», «Одежда», «Звери», «Птицы», «Насекомые» и другие.

Задания:

  • Где находится? Где живут? Где расположено?
  • В какое время можно купаться? Когда опадают листья на деревьях? Что дольше длится? Когда на небе видны звезды?
  • Чьё? Какая шапочка кому подойдет? Где чьи подарки? Где чьи ноги? Какие животные спрятались? Чьи это машины? Для каких видов спорта используются эти предметы?
  • Закончи рассуждения
  • Соедини линиями противоположные предметы?
  • Подбери заплатку к коврику.
  • Чего не хватает у предмета?
  • Что лишнее и почему?
  • Что художник изобразил неверно?
  • Прочитай секретную записку.

 

 Конспект  НОД по образовательной области «Познание» -

«Гуси-лебеди» 

(формирование элементарных математических представлений)

Подготовительная к школе группа

 

Цель: Развитие логического мышления старших дошкольников

Задачи:

1.  Образовательная:

  • Учить увеличивать, уменьшать числа на 1, на 2;
  • Различать левую и правую стороны на своем теле;
  • Учить составлять узор по образцу и по памяти;
  • Систематизировать знания детей о реальном и выдуманном мире.

 

2.  Развивающая:

  • Развивать умение находить лишнее среди группы предметов;
  • Развивать внимание, логическое мышление;
  • Соотносить размер предмета с другими предметами;
  • Развивать умение выполнять устойчивую модель, определять, что придаёт надежности;
  • Умение разрезать и складывать из частей целое.

 

3.  Воспитательная:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь герою;
  • Воспитывать взаимовыручку, взаимопроверку, самоконтроль.

 

Оборудование: Браслеты, резиночки, часы для маркировки левой руки; платок, синяя ткань, цветной платочек, яркий мешочек; изображение печи с липучками (в центре со сменой чисел +1, -1, +2, -2) набор пирожков (с числами 1, 2, …, 10) для устного счета; изображение дерева со съемными яблочками (красного, желтого и синего цветов), яблоки пронумерованы, с логическими задачами; наборы кубиков Никитина, схема узора «Рыбка»; панорама к сказке «Гуси-лебеди»; наборы цветных счетных палочек Кюизенера, схема «Моста»; рисунок леса с ошибками; цветные квадраты с проведенными линиями, ножницы; баранки, леденцы для угощения.

 

Ход  НОД (непосредственной образовательной деятельности)

 

Вводная часть.

Дети сидят за столом.

Воспитатель сообщает, что сейчас дети отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди», набрасывает на плечи платок (перевоплощается в сказителя).

Воспитатель. Помните, гуси-лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но прежде чем помочь девочке, они просили исполнить их желания. В нашей сказке задания будут математические, а выполнять их будете вы, т. к. девочка спешит и волнуется. Итак, начинаем.

 

Основная часть.

Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела - печь стоит.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели. Печка ей в ответ:

- Выполни мои задания - скажу.

Задания печки: Разминка -  устный счет.

«Ромашка» в виде печки (+1, -1, +2, -2) с пирожками (числа 1, 2, …, 10). Дети по очереди считают пирожки («вынимают» из печи, решая примеры на увеличение и на уменьшение числа). 

- Я вижу, что считать вы научились.

Побежала девочка дальше.

 

Воспитатель с детьми подходит к дереву.

Физкультминутка.

 

В саду ветер разгулялся

И стал яблоньки качать.

Раз – налево, два – направо, раз-два,

Вот яблонька, вот трава.

 

- Стоит яблонька. А на ней яблоки с числами. Посчитаем количество математических яблок. Какое яблочко здесь лишнее? (Яблочко под номером 7) Почему? (Оно синего цвета). Какое самое большое, самое маленькое? Посчитайте яблоки от самого маленького до самого большого.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Покушайте моих яблочек наливных, скажу, - отвечает яблоня.

Дети по очереди выбирают яблочко с числом, срывают его, решают задачку на логику. (Задачки на логику написаны с обратной стороны яблочек).

 

Задачки на логику.

  1. Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это уже не нужно? (Якорь.)
  2. Кто ходит вначале на четырех ногах, потом на двух, а в конце на трех? (Человек: младенец, взрослый, старик с палочкой.)
  3. Как разделить 5 яблок между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине? (Один ребенок берет яблоко вместе с корзиной.)
  4. Сколько ушей и трёх мышей?
  5. Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. Кто летит ниже всех?
  6. Сколько лап у двух медвежат?
  7. Что тяжелее, килограмм ваты или полкилограмма железа?
  8. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько плодов было на яблоне?
  9. Над рекой летели птицы: го­лубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц летело?
  10. 10.       Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?
  11. 11.       Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг он бу­дет весить, если встанет на две ноги?

 

- Яблоня: «Вижу я, хорошо вы решаете хитрые задачки». Указала яблоня на путь гусей-лебедей.

Бежит девочка дальше.

Дальше мы идем, перед нами – водоем.

Воспитатель с детьми подходит к ковру с синей тканью.

Течет молочная речка в кисельных берегах.

Молочная река, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди поле­тели?

- Пустите рыбок в речку, скажу.

Задание речки: сложить узор «рыбка» из кубиков Никитина на ткани синего цвета по образцу. Усложнение задания – узор «рыбка» показывается детям на некоторое время, затем убирается, а дети выполняют узор по памяти.

Воспитатель просит ребят проверить друг у друга рыбок.

Речка радуется новым жильцам, благодарит детей за помощь и указывает на путь гусей-лебедей.

 Долго девочка бежала по полям, по лесам.

Физкультминутка.

 

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

 

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой!

 

Дети выполняют движения по тексту, следя за правильным определением левой, правой стороны. Все подходят к избушке Бабы Яги.

Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке. В избушке Баба Яга прядет кудель, а на лавочке сидит братец. Мышка помогла девочке. Взяла она брата, и побежали. А Баба Яга отправила гусей-лебедей в по­гоню. Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видят - летят гуси-лебеди.

- Речка, матушка, спрячь меня!

- Постройте мост— спрячу.

Вернувшись к столам, воспитатель показывает образец рисунка. Дети по памяти выкладывают мост из цветных счетных палочек Кюизенера.

Укрыла река девочку с братцем кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.

 

Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня.

Обратилась девочка к яблоне с просьбой укрыть ее.

- Найди ошибку художника, укрою.

Воспитатель предлагает найти на рисунке 10 ошибок, допущенных художником.

 

Яблоня заслонила ее ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежали до печки.

- Печка, матушка, спрячь меня!

- Почини меня, спрячу.

Дети разрезают квадрат по линиям на несколько частей, затем складывают из полученных частей снова квадрат. (Задание по игре Никитина «Сложи квадрат»)

.

Спрятала ее печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А де­вочка возвратилась с братцем домой, к родителям.

 

Заключительная часть.

Хвалит вас девочка за активную помощь и за знание изученного материала.

- Какие умения помогли нам в сказке? (Умение считать, решать задачи, составлять по схеме.)

А родители девочки благодарят вас за помощь, посылают вам гостинцы: баранки да леденцы.

Воспитатель из красивого мешочка достает гостинцы, угощает детей.

 

 Конспект  НОД по образовательной области «Познание»- 

«В Цветочном городе»

 

 (формирование элементарных математических представлений)

Подготовительная к школе группа

 

Цель. Формировать умение определять состав числа в пределах 9.

Упражнять в сче­те, решении примеров на сложение и вычи­тание. Подготавливать к составлению мате­матических задач. Упражнять в делении кру­га на четыре равные части.

Материал:

Ход занятия

 

Воспитатель. Недавно мы читали книгу о Незнайке и его друзьях-коротышках. Сего­дня эти маленькие человечки пригласили нас на день рождения музыканта Гусли. А попасть в Цветочный город нам поможет волшебный ковер.

Звучит аудиозапись «Вальса цветов» П.И. Чайковского. Дети кружатся в танце.

Воспитатель. Вот мы и в Цветочном горо­де, на Ромашковой улице.

Заглянем в первый дом. В нем живет Незнайка. Да он же совсем забыл про день рожденье Гусли! Незнайка взахлеб рассказывает Кнопочке про летний день. Посмотрите на рисунок, о чем его история? (Вы­вешивает лист с изображением летней полянки). Какие ошибки допустил Незнайка?

У Кнопочки уже есть подарок. Угадайте, что она приготовила? При помощи цветных фигурок закройте все сектора рисунка с четными числами. Предложить каждому по рисунку-загадке, по набору цветных фигур. Вспомнить, что числа бывают четные и нечетные. Какие числа называются четными?

Угадайте, сколько желтых одуванчиков в букете у Кнопочки, если среди цветочков один (3, 2, 5, 4) белый (белых)? Для ответа на карточку с контурами цветов накладываются крышки желтого цвета. Дети сами составляют условие, затем решают.

 Воспитатель. В соседнем домике живут Винтик и Шпунтик. Они готовят сюрприз. Угадайте, что это будет? Будьте вниматель­ны: сначала нужно решить примеры в таблице, затем выбрать из условия, каким числам-ответам соответствуют геометрические фигуры карточек Кайе, после этого пример закрыть карточкой-ответом. (Дети решают примеры, находят соответствие, составляют из карточек Кайе автомобиль.) Вы помните,на чем работал автомобиль? (На газированной воде с сиропом.)

Друзья-коротышки и нас приглашают прокатиться на автомобиле - автобусе.

Физкультминутка - массаж «Поехали!» (Звучит аудиозапись Сергея и Екатерины Железновых «Автобус», из серии «Музыка с мамой»). Дети встают в круг друг за другом на расстоянии вытянутой руки, руки кладут на плечи соседу. Движения выполняют в соответствии с текстом, а также на спине соседа имитируют чистку стекол щетками, дождевые капельки, кнопку сигнала.

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим.

И из окошечка глядим,

Всё глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

Вот так вот, вот так вот,

Ну что ж автобус не везет,

Не везет.

Колеса закружились,

Вот так вот, вот так вот,

Вперед мы покатились,

Вот так вот!

А щетки по стеклу шуршат,

Вжик – вжик - вжик, вжик – вжик – вжик,

Все капельки смести хотят,

Вжик, вжик, вжик!

И мы не просто так сидим,

Бип – бип - бип, бип – бип - бип,

Мы громко-громко все гудим,

Бип – бип – бип!

Пускай автобус нас трясет,

Вот так вот, вот так вот,

Мы едем всё вперед,

Вот так вот!

Мы громко-громко все гудим,

Бип – бип – бип!

 

Знайка  задаёт детям логические задачи:

 

Логическая задача: « Конфеты».

 

  • Незнайка дал щенку Бульке 2 понарошечные конфеты. Щенок быстренько съел их и пристально посмотрел на Незнайку. Тогда Незнайка дал ему ещё 3 конфеты. Он съел и наконец наелся. Сколько всего конфет съел щенок?

2+3

 

  • После первой порции конфет щенок вырос на 3 сантиметра, а после второй - на 5 сантиметров. На сколько сантиметров вырос Булька, когда съел все конфеты?

3+5

 

  • На Незнайкином подоконнике сидели голуби. Их было 6. Они с завистью смотрели, как ел щенок. Потом 4 голубя улетели на чужой балкон - искать крошки. Сколько голубей осталось на Незнайкином подоконнике?

6-4

название

  • На радостях Маланья закатила пир горой, пригла­сила множество гостей и сама, своими царскими ру­ками, испекла 7 огромных пирогов. 1 пирог - с лес­ными ягодами, 2-с грибами, остальные - с капус­той. Сколько пирогов с капустой испекла царица Маланья?

7-1-2

 

  • Так вот, испекла она 7 пирогов. Ах, какая вкуснотища! Гости ели, ели, ели, ели - только 5 пи­рогов и осилили. Сколько пирогов осталось?

7-5

 

Торопыжка – составить план: сколько клеток в каком направлении необходимо проехать, чтоб попасть к Гусли.

 

Гусля – тортик дроби. Разрезать круг по линиям, собрать. Гусля хотел всех угостить тортиком. Но Гусля так устал готовясь к празднику...  Давайте поможем ему. Разделите тортики на четыре части и положите на подносы. (Дети разрезают бу­мажные круги на четыре части, склады­вают на подносы снова в круг.)

Аппликация – птицы.  Давайте и мы сделаем Гусле подарок. Дети приклеивают на силуэт дерева бу­мажных птиц. Пусть птички подпевают Гусле. когда он сочиняет музыку. А теперь вместе с жителями Ромашковой улицы по­танцуем.

Звучит аудиозапись песни «Кузнечик» из мультфильма «Незнайка и веселые человечки».

 

Конспект  НОД по образовательной области «Познание»-    «Путешествие по сказочному лесу»

 (формирование элементарных математических представлений)

Подготовительная к школе группа

Цели:

— развивать у детей умения: сравнивать   предметы    по двум-трем свойствам; учить анализировать, обобщать;

 — учить  «читать»  план-схему по обозначениям; раз­вивать конструктивные спо­собности, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве;

-закреплять знания в опреде­лении    последовательности  времен года, месяцев, дней не­дели, времени суток;

 — формировать морально-воле­вые качества: доброжелатель­ность, сотрудничество, чест­ность, взаимовыручку; воспи­тывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конечного результата.

Оборудование: модуль «Времена года». Персонажи героев сказок: два медвежонка (пальчиковый театр), игрушечная медведица, гномы. Змей Горыныч, лягушки, Водяной, тетушка Сова; декора­ции: берлога, пещера гномов, пруд, кувшинки, мини-парты, продуктовый магазин.

* * *

Воспитатель. Ребята, кто это к нам стучится?

Раздается стук в дверь, воспита­тель выходит за дверь, надевает на руки персонажей кукольного теат­ра — двух медвежат. «Медвежата за­ходят».

 

Медвежата. Здравствуйте, ребята. (Плачут, просят о помо­щи.)

Мы заблудились в лесу, помо­гите найти берлогу мамы-медве­дицы. Мы ушли еще летом ис­кать «счастье», но так и не нашли. Мы очень и очень хотим к маме.

Воспитатель. Дети, давайте успокоим медвежат, подойдите к ним.

Дети утешают, говорят, что помо­гут найти берлогу и маму.

Воспитатель. Вспомните, в какой сказке мед­вежата ушли искать «счастье»?

Дети. В венгерской народной сказке «Два медвежонка».

Воспитатель. Как же мы сможем помочь медвежатам?

Медвежата. А у нас есть карта леса, но мы не умеем ею пользоваться. (Разворачивают план-схему и показывают детям.)

Воспитатель. Давайте вме­сте посмотрим, где мы находим­ся сейчас. Что вы еще видите на этом плане? Каким выглядит лес?

Дети. Сказочный, волшебный, необыкновенный, загадочный, незнакомый.

 

Воспитатель. Сейчас мы будем «читать» этот план-схему и по стрелочкам найдем дорогу к берлоге.

Дети. Стрелочка показывает прямо.

Воспитатель. Что же там мы видим, что там находится?

Дети. Это пещера гномов! (Идут, куда показывает стрелоч­ка.)

 

Воспитатель.Здравствуйте, гномы!

Гномы. Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?

Дети. Покажите, пожалуйста, дорогу к берлоге медведицы, мы хотим помочь медвежатам.

Гномы. Мы поможем вам и покажем дорогу к берлоге, но сначала отгадайте нашу загадку

Да-нетка про драгоценные камни

Задание гномов - разложить камни по секторам (два перекрещивающихся круга по двум признакам: цвет, форма)

 

Спасибо, дети, за помощь. Вы нам помогли, вот вам указатель, как идти к берлоге.

Дети благодарят за указатель.

Воспитатель. Давайте посмотрим по плану, куда мы пришли.

Дети. Мы пришли к пруду.

Воспитатель. Кто живет в пруду?

Предполагаемые ответы детей: Царевна-лягушка, лягушата, русал­ки. Водяной...

 

Водяной. Зачем пожаловали в мое водяное царство-государ­ство?

Дети. Мы хотим помочь мед­вежатам и ищем дорогу к берло­ге медведицы.

1-й медвежонок. Помо­гите, пожалуйста, найти дорогу к берлоге. Я хочу к маме.

 

Водяной. Научите меня загадывать загадки, я вам покажу дорогу.

ТРИЗ. Составление загадки про лягушку.

 

Водяной. Спасибо вам, ре­бятки! Возьмите указатель, как дальше идти, По какому пути.

Дети благодарят Водяного. Определяют, куда двигаться дальше.

 

2-й медвежонок (испу­ганно). Что это?

Змей Горыныч. У-у-у- попались! Я вас не отпущу. А медвежат на обед оставлю! Угощусь ими.

2-й медвежонок. Змей Горыныч, отпусти нас, пожалуйста. Мы на обратном пути тебе гостинцев принесем. Я очень хочу к маме.

Змей Горыныч. М-м-м! Подумаю! Но сначала вы мне помогите отыскать моих малышей.

Графический диктант «Змейка».

Змей Горыныч. Ну, вы меня и порадовали. Даже жалко мне стало съедать таких умненьких ребят. Отпус­каю вас. Возьмите указатель, как найти берлогу. На обратном пути жду к себе в го­сти с гостинцами.

Воспитатель. Куда же мы пришли?

Дети. В лесную школу.

2-й медвежонок. А что делают дети в школе?

Дети отвечают, что там учатся. В школе их встречает Сова.

Сова. Здравствуйте, дети.

Дети отвечают.

Зачем пожаловали в нашу школу?

Дети объясняют причину путе­шествия по лесу.

Я знаю, как пройти к берлоге, но сначала ответьте на мои вопросы.

Посмотрите на календарь «Време­на года», определите и обозначьте времена года, месяцы, недели.

Дети выполняют задание по оче­реди.

С о в а. Молодцы, справились! А как вы, ребята, думаете, в какой День недели лесные звери уха­живают за канарейками? Когда занимаются поливкой огорода? Вкакие дни отдыхают?

Дети определяют по календарю в Уголке для дежурных.

Замечательно! Вот вам указатель, как найти берлогу медведицы.

Дети благодарят.

Воспитатель. И на нашем пути к берлоге по­явилось новое препятствие — «Продуктовый магазин», давайте в него зайдем.

Разложить предметы по полкам – заполнить квадрат с 9 ячейками (продукты, игрушки, школьные принадлежности).

Воспитатель. Берлога дол­жна быть где-то рядом. Посмот­рим карту и уточним вместе с вами, куда нам дальше нужно от­правиться.

Медвежата и дети находят по стрелочкам дорогу к берлоге. Все радуются и кричат: «Ура!»

Медведица. Ах, вы мои ми­лые, ах, вы мои родные. (Обнима­ет медвежат, гладит лапой.)

Медведица благодарит детей за оказанную помощь. Дети угощаются конфетами и пряниками, не забыва­ют оставить гостинцы Змею Горынычу. Медведица и медвежата про­щаются с детьми и ложатся в берлогу на зимнюю спячку. Дети идут обратным путем, угощают зверей, Змея Горыныча, Водяного, гномов.

 

Перспективный  план использования игр математического содержания в совместной и самостоятельной деятельности старших дошкольников.

 

Сентябрь

1.  Лесенка

2.  Найди различия (тренировка внимания)

3.  Ориентировка (по клеткам, счет, направление)

 

Октябрь

4.  Ласточки (состав числа)

5.  Найди предмет в рисунке (на внимание)

6.  Ориентировка (маршрут)

7.  Сложи квадрат (начать с 5 квадратов)

 

Ноябрь

8.  Домики (состав числа: цифры и точки)

9.  Что перепутал художник (мышление)

10.         Ориентировка

11.         Заполни квадрат (пустая 1 клеточка)

 

Декабрь

12.         Рыбки (состав числа: точки)

13.         Найди общее (на внимание)

14.         Ориентировка

15.         Сложи квадрат (10 квадратов)

 

Январь

16.         Солнышко (состав числа)

17.         Ориентировка

18.         Лабиринт (2 круга)

 

Февраль

19.         Рыбалка (состав числа)

20.         Ориентировка

21.         Зеленые поляны (составь по образцу)

22.         Сложи квадрат (15 квадратов)

 

Март

23.         Собери урожай (состав числа)

24.         Ориентировка

25.         Лабиринт (3 круга)

26.         Заполни квадрат (пустые 3-4 клеточки)

 

Апрель

27.         Цепочка 1(заполнить половину)

28.         Ориентировка

29.         Мосты и берега

30.         Сложи квадрат (17 квадратов)

 

Май

31.         Цепочка 2 (заполнить все)

32.         Ориентировка

33.         Заполни квадрат (все клеточки пустые)

34.         Сложи квадрат (20 квадратов)