Игровые карточки В.А. Кайе как средство развития абстрактного мышления и фантазии дошкольников

 

 

Зязева Елена Павловна

Воспитатель МБДОУ№102

 

 1-  У одарённых детей  хорошо развиты общие и специальные способности, такие дети проявляют повышенный интерес к различным видам деятельности.

2 -Придумал карточки Виктор Августович Кайе - московский изобретатель игрушек и игр. Его уникальный игровой материал - обычные картонные карточки с фрагментами зеленого орнамента.

 3 -Игровые карточки В.А. Кайе  развивают   абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, конструкторскую деятельность детей, помогают овладеть обобщенными способами действия, развивают умение анализировать и проверять себя. Но прежде чем перейти к описанию заданий, несколько слов скажем о теории игр и некоторых терминах.

 4 -ВАРИАТИВНОСТЬ. Современная педагогика склоняется к мысли, что большинство задач, поставленных перед ребёнком, должны иметь несколько решений. Только такой подход развивает гибкость ума и фантазию. Конечно, существуют задания «Сделай по образцу» или «Реши пример». Но они воспитывают лишь аккуратность, внимательность и последовательность в выполнении действий, а не умение мыслить творчески.

Игры с карточками Кайе как раз многовариантны (правила легко можно изменить под слабого или под сильного игрока), ограничены только количеством карточек и имеют много правильных решений.

СИСТЕМА ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ТИПА. Практически все игры (особенно настольные) относятся к системе закрытого типа, т.е. строго ограничены игровым полем, количеством и видом карточек (фигур), жёстким алгоритмом правил.

Карточки Кайе относятся к системе открытого типа. Они изначально не имеют игрового поля, легко переносят увеличение или уменьшение своего количества, и даже дети в состоянии придумать новые правила.

ПРАВИЛА. Единственное правило в этой системе, которое не нарушается ни при каких обстоятельствах, - правило согласованной стыковки, карточки кладут вплотную друг к другу, при этом белый цвет должен быть рядом с белым, а зеленый с зеленым.

5- Мы применяем игры Кайе начиная со средней группы, т.е. с четырехлетнего возраста. Игры с карточками включаем как в непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность взрослого с ребенком, а когда дети усвоят правила игр- и в самостоятельную деятельность дошкольника.

6 -Описание заданий с использованием карточек Кайе.

Самостоятельное свободное раскладывание карточек с соблюдением согласованной стыковки вполне может стать первым заданием для ребенка. Уже сам процесс раскладывания завораживает. Результатом обычно становятся «красивые узоры» или «дорожки». Но это при условии, если ребенок будет выкладывать карточки аккуратно - вплотную и точно. Игры можно дополнять маленькими игрушками, например, машинками для поездки по дорогам, зверями из киндер-сюрпризов для вызволения их из лабиринтов и т.д.

Домино: Закрепляет умение складывать карточки по правилу «согласованной стыковки». Игроки по очереди выкладывают на столе зеленую дорожку. Её нельзя замыкать или прерывать.

7- Игра «Картины в рамке»: Первый игрок собирает «рамку», а второй внутрь этой рамки подбирает карточку.

С парными карточками можно играть в «Мемори»: Все карточки раскладываются на столе рисунком вниз. Игрок переворачивает сразу две карточки, и если они одинаковые, берет себе, если нет, то кладет обратно и ход переходит к другому игроку. Выиграет тот, у кого больше пар в конце игры. Начать можно, например, с 6 парных карточек, постепенно увеличивая их количество.

8 Графический (плоскостной) конструктор:  Из карточек складываются фигурки от самых простых (из трех карточек) до очень сложных (целые композиции). Эта игра прекрасно развивает воображение и сообразительность.

Варианты работы: придумать название фигурке, задания с ошибками (убрать лишние карточки, правильно повернуть, вставить пропущенные), придумать свою фигурку, композицию.

9-«Трансформацию» и «Зеркальное отражение»: можно было бы, строго говоря, включить в графический конструктор как способы создания фигурок. Но эти темы сколь сложны, столь и важны для интеллекта ребенка, поэтому они выделяются в отдельные задания.

Трансформация призвана объяснить ребенку, что, добавив, убрав или просто повернув карточку или две в какой-то фигуре можно получить новый результат, новую фигуру.

Виды трансформации:

  • Вставка карточек. (Пусть ребенок соберет «баранку» и превратит ее сначала в «восьмерку», потом в «стадион», а потом в два «рогалика», раздвинув крайние карточки и вставив две новые).
  • Наложение каточек (метод аппликации).При трансформации не стоит вытаскивать карточки, которые вы собираетесь заменить, из середины узора. Гораздо легче положить новую карточку сверху, то есть воспользоваться методом аппликации.
  • Поворот карточек. Буквы О трансформируйте в волны, повернув четыре: карточки внизу или наверху.

10- Приемы зеркального отражения: опыт с зеркалом, раздвинуть по оси симметрии, найти ось симметрии, собрать вторую половинку и т.д.

11-Пасьянс «СТАРЫЙ КОВЕР»: Цель игры: выложить 48 карточек по правилу «согласованной стыковки» так, что­бы получился квадрат размером 7x7 карточек, но без одной карточки в верхнем правом углу.

Игра «Снежный ком»: Игроки поочередно и поэтапно строят общий квадрат, который обрастает карточками – от четырех (квадрат 2×2) до 36 (квадрат 6×6).

12- «Мосты и берега»: Это увлекательная игра. Даже не поддаваясь, взрослый будет на равных с ребенком.

В игре используют все 48 карточек, которые складывают стопкой на столе рисунками вниз. Играют двое (строитель и разрушитель) на условном поле размером 6 на 8 карточек (рис. 1), где 6 - ширина моста, 8 - длина моста вместе с его основой. Белое поле на карточках - это «река», а зеленые линии - это части моста. Задачи строителя: 1) построить основу моста, 2) построить мост с одного берега реки на другой. Задача разрушителя - помешать первому построить мост.

13 -Другие варианты игр по правилам согласованной стыковки:

  • Методическая разработка Т.А.Барчан «По дорожке, по тропинке». Ребенку предлагается проложить, проговорить маршрут, вспомнить или сочинить новую, свою историю.
  • Игра Уильяма Л.Блэка. Рисование кривой при помощи заданных квадратов с двумя линиями.

14- Игра Клауса-Юргена- Вреде  «Охотники и Собиратели», игра Лео Коловини «Новые Земли». Игроки по очереди выкладывают квадраты земли, зарабатывая очки.

15- Игровые карточки В.А. Кайе позволяют раскрыть способности  ребенка, дают возможность ребенку быть успешным, делает работу педагога более интересной и профессиональной.