Отчёт по самообразованию за 2015-2016 уч. год

 

Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РИСОВАНИЯ

Актуальность данной темы заключается в том, что в изобразительной деятельности идет интенсивное, всестороннее, познавательное развитие. И изображая простейшие предметы, явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления, развивается речь.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, а у детей с ОНР слабо развитая мелкая моторика и овладение этими навыками рисования для таких детей является большой проблемой.

Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Во- первых:Ознакомившись с методической литературой различных авторов, таких как Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Комарова Т.С. «Изодеятельностьв детском саду: обучение и творчество», Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Святкова О. «Развиваем творческие способности», Субботина Л.Ю. «Детские фантазии: Развитие воображения детей»и т.д., изучивформы нетрадиционного рисования, разработала перспективный план я нашла очень много интересных идей.

Во- вторых:Работа с детьми строилась на основе результатов диагностики, которая была проведена в начале года, из которой видно, что у 42% детей- низкий уровень сформированости творческих способностей, у 58%детей- средний уровень сформированости творческих способностей.

Разработала перспективный план, который включает в себя одно занятие в неделю с использованием нетрадиционных форм рисования.

В- третьих:занялась созданием, дополнением современной предметно-развивающей среды в соответствии с темой самообразования:

  • изготовление дидактической игры «Цветные ладошки»;
  • пополнение оборудования по нетрадиционному рисованию;
  • разработка авторского пособия «Песочная шкатулка», «Волшебные рамки», «Логопедической игрушка- лягушка».
  • Создание альбома с разными формами нетрадиционного рисования. 

Приняли участие в городском конкурсе -Детский проект «Не справляюсь со своей фантазией» по теме «Нетрадиционные формы рисования».

В- четвёртых: Работа с родителями проводилась в следующей последовательности:

  • ü Анкетирование родителей по теме: «Рисование в семье»;
  • ü участие родителей в выставке рисунков«Золотая осень»;
  • ü консультации по теме: «Если дома нет кисточки»,«Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»;
  • участие в конкурсе и выставки рисунков: «Весна. Капель. Цветы».
  • проведениедетско- родительского мастер-класса.

Затем с детьми была проведена повторная диагностика. Её результатом стало: 29%- высокий уровень развития творческих способностей, 63%- средний, 8%- низкий уровень.

В- пятых:Работа с педагогами дляобмен опытом, повышение профессиональной компетентности включала в себя следующие подпункты:

  • Выступление на педагогических чтениях«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных форм рисования».
  • Мастер- класс для педагогов «Чудесные кляксы».

На основе анализа проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников, коллегам, работающим в данном направлении мы рекомендуем использовать в работе следующие методические рекомендации:

  • Занятия проводить в игровой и занимательной форме. Включать в занятия игры, задания, «тренировочные упражнения».
  • Нетрадиционные техники использовать повторно, с целью более качественного овладения детьми определенных умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (вида занятия, смена заданий, работа на малом, затем на большом пространстве листа и др.)
  • Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной симпатии и восхищения любыми успехами детей.
  • Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными.
  • Делить детей на подгруппы не по возрасту, а по уровню развития детей.
  • Активизировать внимание и интерес детей увлекательными заданиями, вопросами, иллюстрациями, для того, чтобы с самых первых минут занятия и до окончания дети были погружены в работу.
  • Создавать условия для самостоятельного выбора ребенком приема нетрадиционного рисования, для творческого экспериментирования детей с различными художественными материалами и инструментами.

Результатом проделанной работы является то, что дети в самостоятельной деятельности чаще стали использовать дополнительные нетрадиционные материалы в рисовании, реже прибегают к совместной деятельности с педагогом. Чаще стали самостоятельно придумывать свое изображение, конечно требующее небольшой доработки педагогом.  У детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования, так как для них это новое и необычное занятие. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.