Родительское собрание на тему:

 « Гендерное воспитание детей в семье и ДОУ»

                                                                        

 Провела: Деревенских Т.А.

Воспитатель высшей категории

 

Цель:

Привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей гендерной идентичности.

Способствовать развитию гендерной компетентности у родителей.

Задачи:

Познакомить родителей с гендерной психологией детей.

Побудить родителей задуматься над тем, каких девочек и мальчиков они хотят воспитать.

Познакомить родителей  с формами работы по формированию гендерной устойчивости.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей.
  • Беседа с детьми.
  • Оформление папки-передвижки для родителей «Воспитание детей у древних славян».
  • Подбор слайдов, создание презентации.
  • Выставка детских работ с акцентом на гендер.

Наглядные пособия и материалы:

  • Компьютер
  • Проектор, экран
  • Папка-передвижка
  • Выставка развивающих игрушек для сюжетных игр
  • Презентация «Развивающая среда с учётом гендерного подхода»
  • Анкеты для родителей

План проведения собрания.

  1. Актуальность выбранной темы
  2. Результаты анкетирования родителей.
  3. Рекомендации родителям по развитию гендерной устойчивости.
  4. Просмотр презентации
  5. Итог

Ход собрания:

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых как в России, так и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит формирование гендерной идентичности.

Гендер- это специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.

Учёные всего мира едины во мнении, что гендерная идентичность формируется социокультурными  нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.

Необходимость в полоролевой социализации мальчиков и девочек по мнению учёных назрела давно.

Бесполое воспитание приводит к инфантильности мужчин и маскулинизации женщин в обществе считают они.

Над этой проблемой работают Э.Маккоби, К.Джеклин, Т.В.Бендас, Т.М.Титаренко, Т.П.Хризман, С.А.Марутян, С.В.Шаповалова, Т.Н.Доронова, другие.

Как вы помните, было проведено анкетирование на тему «Какие качества мы бы хотели воспитать в своей дочери, своём сыне».

Большинство родителей хотят видеть своих детей сильными, умными, успешными в жизни, напористыми.

И лишь некоторые хотят видеть своих дочерей заботливыми,  добрыми, хозяйственными, нежными, а мальчиков- сильными, трудолюбивыми, мужественными.

Жизнь показывает, какими становятся женщины- агрессивными, пробивными, всё чаще берущими на себя роль кормильца семьи.

И мужчины- безвольные, не желающие работать, служить в Армии, заботиться о семье, близких людях.

Впоследствии такие дети «забывают» о своих престарелых родителях, становятся чёрствыми и холодными. А просто потому, что в них не воспитали настоящих женщин и мужчин.

Исследования доктора психологических наук Т.А.Репиной показало

что анатомо- физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период:под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга.

Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками меньше масса тела, рост, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии.

В дальнейшем они они быстрее начинают ходить и говорить, у них больше сопротивляемость к заболеваниям; лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам.

У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание,  неврозы.

Исследования Т.П.Хризмана выявило, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу.

У девочек выше сопротивляемость к стессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

Они чаще и ярче выражают сочуствие человеку.

По данным Т.М.Титаренко девочки раньше начинают читать, их речь предметно- оценочная. У мальчиков доминирует абстрактное, «внесловесное», отвлечённое мышление, при решении арифметических задач присутствует логика.

 Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять.

Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах.

Мальчикам интересны средства передвижения: самолёты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.

Первичная половая социализация, т.е. обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с рождения.

Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. Важно поддерживать и развивать  у девочек аккуратность, мягкость, отзывчивость, стремление к красоте.

А у мальчиков – смелость, решительность, твёрдость, рыцарское отношение к девочкам.

Т.В.Бендас в учебном пособии «Гендарная психология» отмечает характерные особенности мальчиков и девочек.

На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков- окружающая среда,тем важнее раньше дать им эталон мужского поведения.

У девочек лучше развито слуховое восприятие, у мальчиков- зрительное.

У девочек лучше развита моторика, а у мальчиков отстаёт на 2 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности важно хвалить мальчиков за конкретные достижения, что положительно сказывается на их личностном росте, а девочек поощрять в присутствии других детей, родителей т.к. им важна оценка окружающих.

Мальчикам больше времени требуется на формулировку ответа, поэтому важно не торопить их, дать время на обдумывание.

Девочки лучше воспринимают наглядность слева направо, а мальчики сверху вниз.

Мальчики и девочки одинаково эмоциональны, но мальчики чаще скрывают свои эмоции, превосходят девочек по силе и агрессии.

Девочки лучше различают красный и фиолетовый цвета, а мальчики- жёлтый и зелёный.

Половая сегрегация(стремление отделиться от противоположного пола) появляется у девочек на 3-ем году жизни,а у мальчиков на 4.

И, по результатам  международных исследований гендерная идентичность формируется на 3-ем, 4-ом году жизни, а к старшему дошкольному возрасту дети понимают, что пол переделать невозможно. Таким образом, чем раньше начато гендерное воспитание, тем правильнее будут дети себя идентифитировать с мужским или женским полом, а мы- взрослые должны помочь им раскрыть преимущества своего пола.

В группе я уделяю большое внимание построению окружающей среды способствующей гендерному развитию детей.

Это различные сюжетно- ролевые игры с распределением ролей.

Например, игра  «Автобус». Мальчики- водители, регулировщики,

Девочки- кондукторы, пассажиры с детьми.

У девочек есть свой любимы уголок, в котором принимают гостей, кормят пап после работы, устраивают дни рождения кукол, ухаживают за ними.

Наводят порядок в «Квартире»

Для сюжетно- ролевых игр «Дом», «Детский сад», «День рождения куклы» есть куклы- мальчики, куклы- девочки». Так как группа у нас очень женская (из 27 детей- 17 девочки), пришлось позаботиться о количестве кукол.

В кукольном уголке девочки кормят кукол, стирают и гладят им бельё, укладывают спать.

Девочки готовят тосты к завтраку для кукол и пап.

Они варят компоты из игрушечных фруктов, делают салаты из резиновых овощей, угощают тортами, пирожками, готовят курицу и сосиски в микроволновой печи.

У девочек есть салон красоты «Маленькая фея»,где они делают причёски, украшают себя бусами.

Мальчиков чаще можно увидеть в «Мастерской Винтика», где они ремонтируют машины, конструируют разные виды траспорта по фотосхемам из конструкторов «Лего», «Полесье».

В центре по изучению ПДД есть наборы резиновых и пластмассовых машинок, светофор, дома.

Мальчишки играют в сказочных богатырей, капитанов корабля.

Недавно мальчишки придумали игру в силачей, разобрав большую пирамидку и надев кольца на гимнастические палки.

В шкафчике развёрнута сюдетно- ролевая игра «Больница» с фотосхемами действий доктора и больного, машиной «Скорая помощь», носилками,  халатами и шапочками, которые сшили мамы.

В роли доктора себя пробуют и девочки и мальчики»

В театральном центре дети примеряют на себя роль драматурга,

актёров.

Как-то был забавный случай,когда при драматизации сказки «Колобок» мальчик, игравший дедушку отказался от роли,

а согласилась играть девочка (но мальчик вскоре поменял решение и был прекрасным дедом).

А вот строить нравится всем, и девочкам и мальчикам. А ещё у нас попадаются самые заботливые папы. Здесь мы видим влияние семьи на формирование гендерной идентичности.

На прогулке мамы успевают и поработать и погулять с детьми, совсем как в реальном мире. Папы обычно шоферят, убирают снег, лежать с газетой на диване нашим деятельным мальчишкам пока не хочется.

К празднику «День защитника Отечества» девочки слепили самолёты в подарок мальчикам. Не обошлось без казуса. Некоторые девочки захотели подарить подарок не мальчикам из своей группы, а из более старшей. Может это является подтверждением того, что девочки взрослеют раньше? И им не очень интересно с ровесниками, которые только учатся говорить?

А вот мальчишки без проблем изготовили шарфы для наших модниц. Хотя многим такая кропотливая работа была трудна.

Гендерное воспитание идёт через знакомство с ролью мамы и папы в семье. Дети готовят подарки к Дню влюблённых. В беседах о празднике отмечаем, что папа любит маму, оберегает и заботиться о ней,выполняет тяжёлую работу, а мама тоже любит папу, заботится о папе и детях, готовит еду, выполняет домашнюю работу.

К 8 Марта готовили подарки для мам и бабушек, делаем газету о мамах со стихами и поздравлениями, которую дети рассматривают подолгу и обмениваются мнениями.

Большой интерес именно у мальчиков вызывает газета к 23 февраля с фотографиями пап в военной форме и боевой техникой.

Какой радостью и гордостью за папу светятся детские глаза!

В группе проводится работа по формированию у родителей гендерной компетентности: проводятся собрания, консультации, фотовыставки.

Дети любят играть в игру «Кто стоит перед тобой?» Посредством тактильных ощущений они учатся определять пол ребёнка.

По фотографии дети рассказывают о своей семье: маме, папе, братьях, сёстрах, какие они, почему их любят.

На занятиях по возможности осуществляем дифференцированный подход к мальчикам и девочкам. При раскрашивании картинок карандашами мальчикам даём более крупный рисунок, чем девочкам, т.к. у них быстрее устаёт рука.

 Аппликацию «Барашки»мальчики изготавливали в два приёма, а девочки сделали всё сразу.

Тема семьи и гендерного развития прослеживается в уголке природы. Дед и бабка, колобок из сказки. Баночки-девочки и мальчики с рассадой.

Для работы с детьми подобрана картотека художественного слова с акцентом на гендер

По интересам девочек и мальчиков подбираются раскраски. Девочки любят раскрашивать одежду, кукол, цветы, а мальчики- игрушки, транспорт, бытовую технику.

На Масленицу девочки наряжаются в красивые платки, а мальчики подпоясываются кушаками в стиле русских народных традиций.

К.Д.Ушинский считал, что « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

В группе есть картотека схем полоролевого поведения мальчиков и девочек по которой дети оценивают качества присущие мужчинам или женщина.

Родители тоже не остаются в стороне от гендерного воспитания детей. На своём примере папы показавают какие они ловке, смелые, сильные: привозят тяжёлый песок, очищают крышу веранды от снега.

Лепят сказочных героев из снега.

Строят горку.

А мамы шьют наряды для кукол, играют с детьми, и стараются воспитывать настоящих мужчин и ласковых, заботливых женщин.

А в нашей приёмной,  в машине едут мальчики и девочки, а на шкафчиках наклеены имена на бумаге голубого и розового цвета, а крючки для пакетов у мальчиков-смайлики в кепках, а у девочек- зайчихи-дамы. В воспитании детей мелочей не бывает.

Таким образом, при построении предметно- развивающей среды во второй младшей группе мы учитываем гендерный подход в каждом центре: игровом, художественно- эстетическом, экологическом, конструктивных игр и в работе с родителями.

Период дошкольного детства- это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь раскрыть ему те уникальные возможности, которые ему даны своим полом, если мы хотим воспитать настоящих мужчин и женщин.