Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Образовательная область «Коммуникация»

Тема «Зима»

Программные задачи. 
Обучающие. Уточнить и систематизировать знания детей о зиме, ее признаках, названия зимних месяцев.
Упражнять детей в подборе прилагательных, глаголов к существительным. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Формировать умение грамматически правильно составлять предложения.
Закреплять обобщающие понятия.
Развивающие. Развивать внимание, память, речь; активизировать словарь детей по данной теме.
Воспитательные. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Словарь. Снежная, суровая, вьюжная; оттепель.

Материал.
Конверт с изображением снежинок, в конверте картинки с зимней тематикой, наборное полотно.


Интеграция областей. Коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок о зиме. Наблюдения в природе, игры на улице. Рисование на зимнюю тематику.

                                                        Ход :

Организационный момент. Дети организованы за стульчиками. 
Посадка детей.  Словесная игра «Назови одним словом»
Воспитатель называет цепочку слов, дети называют эти слова одним словом.

Стол, стул, шкаф, табурет – мебель,
Ворона, голубь, воробей, сорока -  птицы, 
Яблоко, груша, апельсин, лимон – фрукты,
Свекла, морковь, картофель, капуста – овощи и тд. 

Стук в дверь. Почтальон принес конверт. 
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый конверт. 
-Чем он украшен? (Снежинками)
-Как вы думает от кого этот конверт? (Предположения детей)
-Дети, на конверте есть подсказка – загадка. 
- Вы узнаете от кого конверт, если отгадаете загадку.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица – 
Белоока, белолика.
Как махнула рукавом – 
Все покрыла серебром.

Воспитатель. Дети, кто же это царица? (Зима).
- Правильно, эта царица – зима.
- А теперь давайте посмотрим, что лежит в конверте.
Воспитатель из конверта достает картинки и ставит на наборное полотно.
Воспитатель. Дети, какое время года изображено на картинках? (Зима)
- Правильно, зима. И сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Воспитатель загадывает загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройки белы…
Воспитатель. Дети, что это за скакуны? (Зимние месяцы)
- Назовите зимние месяцы (ответы)
- А какой сейчас зимний месяц? (Январь)
- Дети, посмотрите на картинки и назовите зимние признаки? (На улице мороз, вокруг много снега, люди одевают теплую одежду, день короче, ночи длиннее и тд.)
Воспитатель. Молодцы, вы назвали мне очень много признаков зимы. Но зима бывает разной.
- Скажите, если все время стоят морозы, то зима какая? (Морозная)
- Правильно, а какая еще бывает зима? (Снежная, красивая, нарядная, вьюжная, суровая…)
Воспитатель. Зима накрывает всю землю белым одеялом.
- Дети, что это за одеяло? (Снег)
- Правильно, снег.
- А какой бывает снег? (Холодный, белый, рассыпчатый, пушистый…)
- А когда на улице оттепель, то снег какой? (Липкий)
- А что можно делать с липким снегом? (Из липкого снега можно лепить снежки, снеговика, строить снежные постройки и тд.)
- Конечно, из липкого снега можно лепить. И я предлагаю вам слепить снеговика. Вставайте за стульчики. 

Физкультминутка.
Выпал снег, зима кругом,
Мы скатаем снежный ком.
Ком на ком
И сверху ком,
Станет снег снеговиком.
Рот и нос 
И две руки
И глазенки-угольки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель. Дети, сейчас я начну читать предложение, а вы его закончите, подобрав подходящие слова.
Зимой метель (что делает?)…метет.
Мороз щеки и нос (что делает?)…щиплет.
Зимой вода в реке (что делает?)… замерзает.
Заяц на зиму шубку (что делает?) …меняет.
Мороз на окнах узоры (что делает?)…рисует.   И тд.

Воспитатель. Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково».
Лед-ледок
Мороз-морозец
Санки-саночки
Холод-холодок 
Метель-метелица
Зима-зимушка
Снег-снежок   и тд.

Воспитатель. Дети, давайте отдохнем и поиграем со снежком.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем снежок не сладкий…
1-подбросим,
2-поймаем,
3-уроним,
И сломаем!
(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель. А сейчас, надо быть очень внимательными. Я буду читать слова, а вы из этих слов составьте предложения.
1. Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег).
2. Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима).
3. Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку).
4. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. (Ребята чистят дорожки от снега).
5. Покрылась, льдом, речка, толстым. (Речка покрылась толстым льдом).
6. Мороз, на, рисует, узор, окнах. (Мороз рисует на окнах узор).
7. Ветер, в, воет, трубах. (Ветер воет в трубах).
8. Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки).

Воспитатель. Молодцы, вы составили правильные предложения.

Итог.
Воспитатель. Дети, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (О зиме)
- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- Какой сейчас зимний месяц? (Январь)
- А какая бывает зима? (Снежная, вьюжная, суровая)
- Что такое оттепель? (Ответы детей)
Воспитатель дает заключительную оценку образовательной деятельности.