Построение предметно - игровой среды

для самостоятельной деятельности старших дошкольников

Игра- это основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.

 При построении игровой среды мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Доступность материалов
  2. Функциональность материалов и пособий
  3. Обеспечение условий для самореализации детей с разным уровнем развития

Всё это способствует развитию содержательной самостоятельной деятельности дошкольников.

Согласно ФГТ ребёнок реализует себя через следующие виды деятельности:

Игровую                                                          Познавательно- исследовательскую

 Коммуникативную                                      Музыкально- художественную

 Трудовую                                                       Продуктивную

  Двигательную                                              Восприятие художественной литературы

Рассмотрим пособия и игры группы, многие  из которых  изготовлены из бросового материала вместе с детьми: календарь, где дети отмечают день недели, определяют его порядковый номер.

Для наблюдений за погодой мы применили бросовый материал: металлическую крышку от кастрюли, к которой прикрепили символы- модели типов погоды. Определяя погоду за окном, дети указывают её стрелкой.

Сменные магниты удобно использовать в других целях, например: дидактическая игра «Режим дня», «Разложи предметы по группам» и др.

Для проведения опытов используем коробочки от конструктора, в ячейках которых разложены разные виды технических  (дерево, металл, пластмасса…) и природных (плоды, семена…) материалов. Созданы авторские дидактические игры экологического содержания: «Побери семечко к растению», «Где чей лист?», «Подбери природную зону» и другие.

 В течении двух лет активно используем в своей работе коллекции, собранные с участием детей и родителей: коллекция пуговиц, минералов, бусин, открыток, календариков, фантиков для конфет, моделей одежды, семян, листьев деревьев и трав с экологической тропы ДОУ. Коллекционирование  развивает индивидуальность и творческие способности ребенка, повышает его самооценку.

Для развития мелкой моторики и абстрактного мышления изготовили пособие «Геоконт» по развивающим играм Воскобовича.

Для создания   игры «Накрой на стол» мы использовали грани сенсорного куба, наклеив на них схемы этапов сервировки стола в виде фотографий (своя посуда и скатерть), выставляя их  последовательность.

В образовательной деятельности мы используем множество макетов -макет  детского сада, муравейника,   мышиной норки, птичьего гнезда, кормушки для птиц. В макете  «Зоопарк» выделены три природные зоны: животные жарких стран, средней полосы и водные обитатели.

 

 Наши воспитанники  Кривоногов Д. и Смирных К. принимали участие в конкурсе «Мой проект» с проектом естественно-научного направления «Эти загадочные вулканы», результаты проекта мы используем в совместной деятельности с детьми.

Воспитывая в детях культуру поведения,  применяем пособие «Азбука вежливости».  Ребёнок рассматривает и анализирует картинки- модели типов поведения и читает подходящие по теме слова.

В начале и конце дня дети отражают своё настроение с помощью смайликов в «Экране настроений»

Таким образом, при построении предметно- игровой среды мы опирались на создание условий для развития таких  личностных качеств , как инициативность, ответственность, самостоятельность и  творческие способности.

Шляхтина О.К.,

Воспитатель первой категории