Методика педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

В средней группе при обозначении настроения мы начали  вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Проговаривали термины, обозначающие определенное настроение и демонстрировали детям соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» пока не давали. Мы предлагали детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Методика педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

В этом возрасте при развитии эмоционально-волевой сферы мы особое внимание уделяли развитию эмоциональной отзывчивости- поощряли желание детей помочь сверстникам в трудной ситуации, пожалеть, успокоить, проявить сочувствие.

Для развития у детей умений определять тональность настроения мы создали пособие   «Эмоциональная расческа», представляющее собой большую расческу с разной высотой зубчиков. Дети, приходя в детский сад, подставляют свое фото к одному из зубчиков. Чем выше зубец- тем лучше настроение у ребенка. Выражать свое настроение с помощью данного пособия дети могут по нескольку раз в день.

Начиная со старшей группы мы стали использовать цветовые обозначения настроения. Знакомили дошкольников с понятием о соответствии выбранного цвета определенному настроению. 

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя).

Начиная со старшей группы мы начали развивать волевые процессы, произвольность, стремление довести начатое дело до конца. Для этого использовали прием ролевой гимнастики, когда детям предлагалось проиграть ситуацию из жизни, в которой требовалось бы проявить волевые усилия. Также для повышения заинтересованности детей в деятельности нами была разработана система поощрений: к «Панораме добрых дел прикреплялся специальный значок в виде буквы «В»- (воля), если ребенок проявил усидчивость и ответственность. В конце дня мы считали, кто набрал больше значков.

  В 2011г мы разработали цикл занятий по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников в совместной деятельности «Теплый круг», направленный на развитие эмоциональной отзывчивости, групповой сплоченности, доброжелательности, развития элементов самопознания, умения понимать эмоциональные состояния сверстников.

Цикл состоит из 15 сценариев совместной деятельности взрослого с детьми. Каждый сценарий имеет определенную структуру:

  • Приветствие
  • Разминка
  • Основная часть
  • Прощание, рефлексия

 Большинство игр и упражнений проводится в кругу, отсюда и название- «Теплый круг». Подобные сценарии проводились не реже 2 раз в неделю, на протяжении 2 месяцев.

Начиная с  пятилетнего возраста в работе с детьми мы стали использовать «Панораму добрых дел».Она представляет собой бабочку, на крыльях которой расположены имена детей. В конце каждого дня мы проводим обсуждение: что доброго и полезного было сделано за день каждым из детей.

Панорама помогает детям оценить своё поведение, свои положительные и отрицательные черты характера, учит следовать примеру своих друзей, развивает в детях ответственность, самостоятельность, повышает их самооценку.

В старшей группе мы начали использовать  «Экран настроений», т.к. дети достаточно хорошо в этом возрасте дифференцируют эмоции.

Задачи при использовании  «Экрана настроений»:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость

В подготовительной к школе группе при обозначении настроения мы использовали прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).

В подготовительной группе мы продолжали развивать волевые процессы, как основу успешного обучения в школе.

Начиная со средней группы мы предложили родителям дома вместе с детьми создать семейный фотоальбом «Я и моя семья», где прослеживалась бы история семьи. В процессе этой работы родители больше узнавали своего ребенка, новые качества его характера. Создание альбома способствовало сплочению семьи, вызывало положительные эмоции, гордость за свою семью, повышало самооценку ребенка.

В конце года мы организовали общую выставку фотоальбомов.

Нами была создана картотека игр и упражнений для улучшения детско-родительских отношений, провели круглый стол для родителей, где мы проиграли эти игры вместе с родителями. Многие берут картотеку домой и  периодически играют с детьми.

Для создания ситуации эмоционального комфорта и предупреждению утомления детей, в организованной образовательной деятельности   мы используем   следующие приемы:

  • Использование музыкального сопровождения
  • Частая смена видов деятельности
  • Обращение к жизненному опыту ребенка
  • Сюрпризные моменты
  • Поощрение ребенка
  • Смена статической нагрузки динамической
  • Экспериментирование и опыты
  • Театрализованная деятельность
  • Арттерапию
  • Спокойный, доброжелательный тон в общении

В совместной и самостоятельной деятельности мы применяем:

  • Учет индивидуальных предпочтений  ребенка (любимые игры, предметы, детская деятельность)
  • Спокойный, доброжелательный тон в общении
  • Возможность самореализации ребенка в каком либо виде деятельности
  • Арттерапию
  • Элементы телесно-ориентированной терапии
  •  Использование музыкального сопровождения
  • Обращение к жизненному опыту ребенка
  • Сюрпризные моменты
  • Поощрение ребенка
  • Экспериментирование и опыты
  • Театрализованную деятельность

При построении предметно-развивающей среды мы используем принцип учёта индивидуальности ребенка:

  • Организуем авторские выставки рисунков и поделок детей
  • Поощряем детское коллекционирование
  • Для улучшения настроения детей в течение дня используем пособия «Экран настроений»,   «Панораму добрых дел», «Эмоциональную расческу».