Малые формы фольклора как средство создания положительного эмоционального фона и развития речи детей раннего возраста

        

             Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. Значит, именно в раннем детстве во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на своё будущее, оно целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и в детском саду, от их профессионального мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки.

Эмоции  ребенка- это его отношение к окружающему  миру в форме непосредственного переживания. Эмоции определяют эмоциональный фон человека, его настроение. Эмоциональный фон отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и самому себе.

            Так как нервные процессы маленьких детей отличаются быстрой истощаемостью, то создание положительного эмоционального фона, чувства радости и веселья является очень важной задачей в работе с детьми раннего возраста. Много возможностей для этого  несёт народный фольклор, его малые формы.

К малым формам фольклора относятся потешки, пестушки, прибаутки, заклички, колыбельные, приговорки, а также сказки. Их использование позволяет реализовать идеи воспитания у детей оптимистического мироощущения, базового доверия ребенка к миру, доброжелательности и отзывчивости. Помимо совершенствования речи, через малые формы фольклора  у детей развивается   эмоциональный отклик на произведения, умения сопереживать сказочным героям.

Много лет работая с детьми раннего возраста, мы выявили тенденцию более позднего формирования речевых навыков у современных детей, что может быть обусловлено многими причинами: большей занятостью родителей, возросшей ролью компьютера в жизни современной семьи и др. Наблюдая процесс адаптации детей раннего возраста, мы столкнулись со сниженнымэмоциональным фоном малышей при утреннем расставании с родителями.

Поэтому мы решили  использовать малые формы фольклора для  создания положительного эмоционального фона и развития речи детей раннего возраста.

Потешки мы включаем во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать.

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток 

И кусался зубок». 
 

  Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками. Нами собрано много иллюстраций, отражающих фольклорные образы («коза», «сорока-белобока», «петушок»), часто используем театр картинок (педагог рассказывает потешку и показывает детям картинки, отражающие содержание потешек). Мы разработали конспекты организованной образовательной деятельности с использованием потешек.

В сказках возможно все, чего не бывает в жизни.  Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей рассказывания сказок- преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.  Систематическое чтение и рассказывание детям народных сказок решает задачу профилактики психоэмоционального напряжения. Ребенок, идентифицируя себя с героями сказок, вместе с ними выходит из трудных жизненных ситуаций, подсознательно учится быть самостоятельным, принимать решения, преодолевать трудности. Мы собрали библиотечку сказок для детей раннего возраста, куда вошли как широко известные народные сказки («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят»), так и авторские сказки Л. Толстого, Л. Куликова.

              Прибаутки- небольшие стихотворения в 4-6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни.

 Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Мы составили картотеку приговорок, подобрав для каждой из них крупную, яркую игрушку. Рассказывая приговорку, мы обыгрываем её с помощью игрушки.

              Заклички- стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

 Заклички и приговорки доставляют детям радость, повышают настроение, развлекают их, помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Мы произносим   заклички во время наблюдений на прогулке, при различных погодных явлениях (дождь, снег), встрече с птицами, насекомыми, а также в народных праздниках (Масленица, Колядки). В раннем возрасте исполнение закличек и приговорок сопровождаем жестами (протянуть руки к солнышку, показать, как много нужно воды- по колено, как птичка машет крылышками), а также звукоподражанием.

В свою работу мы включаем подвижные игры с фольклорным текстом. Такие игры  привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, развивают ловкость, координацию движений, быстроту реакции, стимулируют работу разнообразных групп мышц. Подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, речи, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Примеры игр: «Куры и кошка», «Зайка беленький», «Карусели».  

             Пестушки- коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические  процедуры. Они  способствуют развитию речи, повышают настроение детей.

         Потягушки,  порастушки,

         Поперёк толстунушки,

         А в ножках ходунушки,

         А в ручках хватунушки,

         А в роток говорок,

         А в головку разумок.

              Народная педагогика заложила в пестушки не только приёмы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребёнка радость, улыбку, развивает память, речевые навыки. Мы часто используем пестушки в режимных моментах.

Укладывая малышей спать, поем  им колыбельные песни или включаем аудиозапись с колыбельными. Колыбельные песни,  или байки, относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен- убаюкать, усыпить ребенка- определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дрёмы).

Баю- баю, баю-бай,

Ты собаченька не лай,

Белолапа не скули,

Наших деток не буди!

После пробуждения мы проводим логоритмическую гимнастику.

Совушка- сова- большая голова

На пеньке сидит, головой вертит

Крылышками хлопочет,

Ножками топочет.

Важным условием  создания положительного эмоционального фона и развития речи детей раннего возраста через малые формы фольклора является создание развивающей среды, включающей два основных компонента:

  1. Речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;
  2. Предметную среду (предметы народного быта, игрушки, иллюстрации, книги), отражающую содержание фольклорных текстов.

Речевую среду в группе мы создаем с учетом целесообразности использования произведений фольклора в образовательном процессе в разных видах деятельности. Мы применяем малые формы фольклора не только в запланированных, но и в неожиданно возникших ситуациях.

Дополнением к текстам является наглядный материал: мы подобрали предметы быта, народные игрушки, картины, книги-раскладки, дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для взрослых и детей.

Таким образом, в результате проведенной работы, повысилось понимание и правильное использование в речи слов, обозначающих предметы, их свойства, действия; улучшилась способность понимать небольшие рассказы без наглядного  сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке). Дети раннего возраста стали лучше сопровождать речью игровые и бытовые действия, участвовать в драматизации отрывков знакомых произведений.

Благодаря систематическому использованию народного фольклора, процесс адаптации малышей проходит быстрее. За последние три года детей с тяжелой степенью адаптации не выявлено.

Мы пришли к выводу, что малые формы фольклора являются эффективным средством создания положительного эмоционального фона и развития речи детей раннего  возраста, поэтому  планируем продолжать работать в этом направлении и составляем фонотеку колыбельных песен и  народных сказок.

Литература:

Бабунова Т.М, Плотникова  Е.Б. «Наш дом- Южный Урал»; Челябинск, «Взгляд», 2005 г.

Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми»; Москва, 2007 г.

Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»; Москва, 1989г., т.2.

 

 Щепёткина Т.Н., Лопасова С.В.

г. Миасс, МБДОУ № 102