ФОРМИРОВНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                       «Человек стал человеком, когда услышал шепот

              листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья

                              и звон серебряных   колокольчиков в бездонном летнем небе…

                                      - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни

                                    и  тысячи лет чудесную музыку жизни»

В.А.Сухомлинский

      В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире – ранний возраст, так как именно в этот период экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребенка, умением сочувствовать  и сопереживать. В этом возрасте процесс познания окружающего мира и приобретения опыта происходит наиболее непосредственно. Поэтому мы должны помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом,   необходимый всем, кто в нем живет: показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

         В раннем возрасте важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами.              

Причины неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть:

1. Недостаточный эмоционально- чувственный опыт общения с объектами живой природы.

2. Несформированность навыков ухода за ними.

3.Низкий уровень развития наблюдательности.

4. Недостаток у детей представлений о растениях и животных как живых существах.

5. Плохой пример взрослых.

 Чтобы развить у ребенка любовь ко всему живому мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями и животными,  замечать самое характерное в их внешнем виде.

2. Развивать умственные способности у детей при установлении элементарных причинно – следственных связей между уходом и жизнью растений.

3. Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.

4. Обогащать словарь детей, развивать у них связнyю речь, интерес к художественному слову.

5. Развивать у детей воображение.

Исходя из этого мы создаем развивающую среду, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, создаём условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить на них ответы.

      В центре природы дети могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у детей развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в природном центре у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

     Чтобы дети успешнее усваивали экологические знания, знания об окружающем мире, мы создали макеты «Дикие животные», «Домашние животные» Макеты способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.

 Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Играя с малышами в экологические игры, мы даём возможность детям применять имеющиеся знания и умения.  В  группе  с помощью дидактических игр я расширяю представления детей о том, что у растений и животных имеются потребности в тепле, свете, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов. Даю представление о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо знакомых детям. В своей работе использую много экологических дидактических  игр «Кто скорее соберёт», «К дереву беги», «Найди пару», «Такой листок- лети ко мне», "Петушок», «Хохлатка», «Узнай на вкус», «Чьи детки?», «Что где растет?»  и много других.

       В дидактических играх  я постоянно задействую книжный уголок. Я помещаю в нём альбомы с иллюстрациями даров леса, книги с осенними, зимними, весенними, летними иллюстрациями. Размещаю контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски по временам года. Выставляю картины – пейзажи «Таяние снега», «Проталины», «Отлёт птиц», «Как зимуют птицы и звери»; картины Левитана «Весна», «Большая вода».

         В своей работе использую художественную литературу и фольклор. С.Маршака «Усатый полосатый», «Весенняя песенка», В.Сутеева «Кто сказал мяу?», К.Ушинского «Васька», А.Блок «Зайчик», В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?», «Яшка», В.Бианки «Холодно в лесу зимой», А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А.Барто «Снег», «Кто как кричит», Л.Екимцев «Чего хочется рыбке», Т.Александрова «На солнышке согрелась ель» и др., а также песенки - потешки, загадки, поговорки о временах года, пословицы.  

        В центре воды и песка малыши   пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

     Также я составила картотеку игр с песком и водой, игры из данной картотеки широко применяю в своей работе с детьми. Это очень просто и удобно.  При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Для этой игры я изготовила небольшой ящик, наполовину заполненный чистым песком, рядом в коробку положила камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира.

Для углубления и закрепления знаний детей нужно использовать любые режимные моменты. Очень много возможностей дает нам прогулка. Предметом игры во время наблюдений могут быть опавшие листья, деревья, природные явления, насекомые, птицы.

На прогулках в  играх с песком, водой, снегом, камушками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала. Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха и др.)

Гуляя с детьми, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

      Какими вырастут наши дети- зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее. Экологическое воспитание следует начинать с работы с родителями.

В индивидуальных беседах и на собраниях стараюсь убедить родителей приучать детей:

- не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники.

- учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

- учить замечать красоту окружающей природы.

       Для родителей в 2013 году мы провели мастер –класс «Экологическое развитие детей», семинар – практикум «Экологическая игрушка –травянчик своими руками»,а также организовали два конкурса семейных проектов «Весеннее солнышко», «Наши пернатые друзья» и выставку поделок «Дары осени», где родители вместе с детьми разучивают стихи, рисуют рисунки, делают поделки. Также принимают участие в изготовлении книжек- самоделок и макетов «Дикие и домашние животные».

      Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, дети становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Малыши  научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями. Благодаря всему этому  у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры.

 

Список использованной литературы:

1.   М.В.Коробова, Р.Ю.Посылкина  «Малыш в мире природы» - М.: «Просвещение»,2005 – 94 с,

2.   С.Н.Николаева  «Экологическое воспитание младших дошкольников»- М.:Мозаик –Синтез, 2000. – 96с.

3.   Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. "Технология экологического образования детей  младшей группы ДОУ". Екатеринбург, 2002

 4.   Гончарова Е.В. Экология для малышей. Тюмень, 2000

 

Воспитатель первой категории

                                                         Лопасова Светлана  Владимировна