РАБОТА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА, ПОСТУПАЮЩЕГО В ДЕТСКИЙ САД.
Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у него стрессовые ситуации. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое количество новых лиц, непривычная атмосфера детского коллектива и являются порождающими причинами возникающего стресса. В зависимости от степени сформированности адаптивных механизмов ребенка, он медленнее или быстрее привыкает к распорядку дня и остановке жизни в детском саду.
Для преодоления психологического стресса рекомендуем родителям следующие формы по адаптации детей:
1.Альбом с методическими рекомендациями «Здравствуй малыш!» (знакомимся с миром группы, куда поступает Ваш ребенок)
2. Прогулочные группы «гуляй вместе с нами» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет Ваш ребенок).
3. «Веселитесь вместе с нами» (приглашение на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).
4. Посещение групп кратковременного пребывания
(3 раза в неделю).
5. «Дни открытых дверей»
6. Педагогическая гостиная «Давайте познакомимся» (знакомство с работой служб, развивающей средой, с используемыми программами и технологиями).
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.
- Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
- Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня.
- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как прежде, дорог Вам и любим.
Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад?
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
- Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
- В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя.
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА, ПОСТУПАЮЩЕГО В ДЕТСКИЙ САД.
- Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5 дней.
- Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество.
- Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей.
- Пригласите маму в игровую комнату, обратить внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что мы будем с детьми играть, рисовать, лепить и танцевать, читать им и рассказывать сказки.
- Если у мамы будет пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнять ее просьбу.
- Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.
- Познакомить маму с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуем маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.
- Узнать у мамы о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудить, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
- Выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка дома:
- как наказывают ребенка дома,
- чем ребенок больше всего любит заниматься,
- особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей,
- какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т. д.,
- есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка,
- состояние здоровья (уточнить у медсестры).
- Договориться о точной дате прихода ребенка в детский сад (желательно утром, к концу завтрака, обязательно накормить перед приходом).
- Уточнить следующие правила в общении с родителями:
- детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
- родители могут в дальнейшем приводить и забирать ребенка в удобное для них время;
- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка;
- все закаливающие мероприятия проводятся только с согласием родителей.