Игры и упражнения для работы с агрессивным  ребенком

 

Кукла «Бобо»

          Для снятия агрессивности мы  использовали специальную куклу «Бобо». Эта кукла не продается, но  мы  сделали ее  сами: пришили к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделали«лицо» - и кукла готова.   Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокойным в повседневной жизни.

         

«Совместные настольные игры»

          Для работы с агрессивными детьми с успехом могут использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру, как по одиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-либо фигуру из деталей конструктора. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникшие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

          В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

 

«Брыкание»

           Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно скорость и сила брыкания увеличивается. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.

          Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

 

«Разыгрывание ситуаций»

           - Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

          -  Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее.

         -  Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

         -  Ты нашел на улице слабого замерзшего котенка – пожалей его.

 

«Строители»

        Каждому ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т.д. каждому строителю задается вопрос:

- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

-  Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

-  Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному моторному самовыражению.

 

«Связующая нить»

    Дети сидят, по кругу передавая дуг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взяли нить. Передача клубка  детям сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и  значим в этом целом.

         Это упражнение формирует чувство близости с другими детьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

 

«Лепим сказку»

      Детям предлагается всем вместе слепить какую-либо сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить каждого из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

         Работа с пластеином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать свои агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

 

«Клеевой дождик»

          Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столами.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Перебраться через «дремучий лес».
  5. Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Упражнение способствует сплоченности группы.

 

«Кулачок»

        Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко, крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

       Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

 

«Карикатура»

       В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

 

«Взаимоотношения»

       Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

Ты поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулачком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

         После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерения. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старуха, а Баба-Яга.

 {jcomments on}