"Опыт проведения внутрисадовского конкурса детских проектов "Мой проект"

 

 Важнейшие задачи воспитания согласно ФГОС ДО  -  формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,   способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Роль детского сада в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности ребенка.

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится инновационной деятельности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Челябинская область в своей целевой программе развития образования на 2016-2017 годы и перспективу до 2020 года подчеркивает важность  создания системы поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности в учреждениях региональной системы образования

Для успешного решения задач модернизации образования необходимо совершенствование технологий и методик обучения. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования вновь актуализируется проблема обновления методов обучения, воспитания и развития ребенка. Министерство образования и науки Российской Федерации отмечает «…господство  в содержании образования познавательного дидакта – преобладание в целях и задачах программ ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений. Практически не уделяется внимания социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной, потребностной сферы, реализация усвоенных ребенком знаний и представлений о его поведении. Это обстоятельство находит отражение также в методах и технологиях работы с детьми, ориентированных преимущественно на усвоением ребенком определенного уровня знаний, умений и навыков, в стремлении педагога задавать ребенку готовые образцы действий. При этом игнорируется его индивидуальные особенности и соответственно творческая активность».           

Планирование и работа в дошкольном образовательном учреждении по административно-командной системе, реализация педагогами уже разработанных и нормативно утвержденных проектов, требующих только распределения во времени подачи содержания обучения, уходят в прошлое. Современное образование пришло к выводу о необходимости индивидуализированного педагогического процесса, содержание и организация которого адаптированы к особенностям развития конкретного ребенка и той реальной предметно-развивающей среды, посредством которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).

В современной дошкольной педагогике уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагог ориентируется не только на подготовку ребенка к школе, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для реализации – обязательные условия для развития. Педагог должен не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры и поведения.

Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

        Развитие познавательной активности через проектный метод ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна по целому ряду причин:

 - во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

 - в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

        В нашем детском саду результаты работы по методу проектов каждый год дети, педагоги и родители представляют на конкурсе детских проектов «Мой проект», который традиционно проходит  в феврале-марте.

Ребята с помощью взрослых с начала года проводят большую исследовательскую работу: собирают информацию по теме проекта из разных источников, делают поделки, макеты, книжки-самоделки, альбомы, готовят презентацию по итогам работы.

По результатам проведенных в течение шести лет конкурсах можно сделать некоторые выводы:

  • Зрелищнее и интереснее смотрятся проекты, где дети больше показывают, демонстрируют свои действия. «Длинные речевые вступления» сложны для восприятия, особенно, если у детей страдает речевая деятельность.
  • Репетировать выступления всем участникам нужно в том месте, где они будут выступать, т.к. смена обстановки действует на многих негативно, дети теряются не знают, на кого смотреть.
  • Нужно учить детей говорить громко и желательно- четко, т.к. в большом пространстве музыкального зала тихие голоса теряются.
  • Определять призовые места при таком разнообразии проектов (по 12-15 проектов) очень сложно. Мы даём каждому участнику грамоту (диплом) за победу в какой-либо номинации: «Самый артистичный», «Самый эрудированный», «Самая оригинальная постановка проблемы», «Самый юный», «Первые шаги в науке», «Преодолей себя!», «Самый смелый»  и др.
  • Выступление ребенка будет интереснее и зрелищнее, если к его подготовке причастны родители. Родителям по итогам конкурса мы даём благодарности от ДОУ.

Такие конкурсы развивают творческие и речевые способности, уверенность ребенка в себе: ведь одно дело- знать много, и совсем другое- уметь рассказать об этом, представить себя и результаты своей деятельности перед  публикой.

Проектная деятельность- неотъемлемая часть и школьной программы. Дети уже в первом классе защищают различные проекты, сами готовят презентации.

 В нашем ДОУ проведение конкурса проектов уже стало традицией. Уже с осени педагоги вместе с родителями и детьми начинают подготовительную работу по подготовке детских проектов: выявляют интересы  детей, поддерживают и развивают их.

Конкурс  развивает заинтересованность родителей  в воспитании и образовании детей, способствует сплочению всех участников образовательного процесса.