Об организации недели взаимопосещения игровой деятельности детей во всех возрастных группах.

В марте 2016 года в нашем ДОУ прошла неделя взаимопосещения игровой деятельности детей в рамках работы по годовой задаче.

Цель: проанализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.

Возрастные группы: II младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе.

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
  • Анализ игровых умений детей.
  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Самоанализ воспитателя.
  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
  • Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

 

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015 – 2016 уч.год.

Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях комплексной программы «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и методического пособия Н.Я. Михайленко «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»: М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 г.

Н. Михайленко, Н. Короткова рассматривает такие подходы как традиционные и предлагает системный подход к организации сюжетно-ролевой игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений. В пособии раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, воспитатель младшей группы Т.Н. Щепеткина организуя игру «Больница», обозначила проблему- «Заболела кукла, что нам делать, как ее вылечить?» Затем дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

Наблюдая за игрой в средней группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Г.П. Смирнова представила с\р игру «Кафе Лакомка». Педагог умело распределила роли: повар, бармен, официант, посетители, водитель маршрутки, который помогает довезти посетителей до кафе. Приняв роли, дети развернули игру: водитель пригласил пассажиров в маршрутку, все оплатили проезд, приехали в кафе. Далее воспитатель побуждает девочек прихорошиться перед зеркалом (используя атрибуты парикмахерской), а мальчиков- снять деньги в «банкомате» . Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала направлять ход игры, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями. «Повар» угостил посетителей сделанными своими руками пирожными из соленого теста, «бармен»- мороженым. В кафе пришел даже клоун, проведя культурную программу с «посетителями». Затем все снова сели в маршрутку и поехали домой. Затем воспитатель взяла на себя роль журналиста, проведя опрос детей, что им больше всего понравилось в игре.

Г.П. Смирнова провела большую предварительную работу: оформила «баннер» с названием кафе, с помощью родителей изготовила «банкомат», меню, торт, мороженое.

Воспитатели Т.Абрамова и Т. Саяфарова организовали с детьми игру «Поездка в театр». Сначала дети приняли роли посетителей театра, купив билеты в кассе (несколько детей играли роль кассира), затем прошли в «зрительный зал» (музыкальный зал), где вместе с педагогами сыграли мини-спектакль «Заюшкина избушка». Часть ребят выполняли роль зрителей. Они бурно аплодировали «артистам».

Педагог Шестакова С.А. умело организовала с детьми подготовительной группы игру «Морское путешествие». Дети и взрослые попали в увлекательное путешествие через шторм, морские рифы и нападения акул. Капитан и боцман вывели корабль из всех потрясений. Кок приготовил вкусный обед, матросы усиленно трудились. Дети и взрослые получили большое удовольствие от просмотра игры.

Воспитатель Зязева Е.П. провела с детьми игру «Автосервис», где дети старшей группы познакомились с профессиями слесаря, заправщика, автомойщика, кассира, журналиста, телеведущего. Елена Павловна вместе с детьми изготовила макет автомойки, покрасочного пульта, АЗС.

Необходимо отметить заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Все воспитатели использовали художественное слово в игре, музыку.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в отдельном блоке на месяц. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы была отмечена система планирования, постепенное усложнение задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игры атрибутов. Отмечено также не соответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.