Выступление  на тематическом педсовете

Система работы педагогов по созданию условуий для развития игровой деятельности дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

 

 

Старший воспитатель Сугрина Н.Ф.

Дата проведения- 16 апреля 2014г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ИГРА»

 

Младшая группа

Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошколь­ников.

 Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пре­бывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настро­ение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Развитие детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций.

На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушка­ми обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помога­ют детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей».

Имитационные игры, связанные с игровой передачей различных обра­зов — веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, — способствуют разви­тию воображения и творчества.

Общие задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизи­руются с учетом разных игр.

Путь развития игры — это совместная игра воспитателя с ребенком, соз­дание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игро­вому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами, предметами-заместителями, взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Игра как часть образовательной области «Социализация» интегри­руется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе ор­ганизованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

Средняя группа

В 4—5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ по­строения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ро­левые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.

В средней группе воспитатель продолжает развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

Способствует развитию всех компонентов детской игры: обогащению те­матики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать роле­вые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, исполь­зуя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

Создает основу для развития содержания детских игр, обогащая представ­ления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, про­смотра кукольных спектаклей; способствует развитию воображения, творче­ства детей, их интереса к игровому экспериментированию.

Формирует умение следовать игровым правилам в дидактических, под­вижных, развивающих играх.

Воспитывает доброжелательные отношения между детьми, обогащает способы их игрового взаимодействия.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообра­зии   игр:   сюжетно-ролевых,   строительно-конструктивных,   режиссерских,

театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих, игре-экспериментировании, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Необходимо создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

Методы развития сюжетной игры. Совместная игра воспитателя с деть­ми, организация развивающей среды для самостоятельной игровой деятельно­сти. Обогащение содержательной стороны сюжетной игры происходит посред­ством чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми, в которых осуществляется уточнение впечатлений детей об окружа­ющей действительности, «мозгового штурма» для инициирования новых пред­ложений и идей.

Подготовительная группа

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, же­лание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, эле­менты игровой обстановки, новые игровые правила.

Сюжетные игры детей (ролевые, режиссерские, театрализованные и др.) становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируют­ся с другими видами детской деятельности: продуктивной (рисование, руч­ной труд), речевой. Период подготовки к игре начинает занимать значитель­ное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период планиру­ются игровые действия, намечаются основные сюжетные линии, создается об­становка для игры. Важно, чтобы созданное детьми игровое пространство со­хранялось в группе в течение одного или нескольких дней. Это способствует поддержанию интереса к игре.

Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей ' образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отра­жение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызыва­ющие у них живой интерес.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержани­ем и правилами: настольно-печатным, подвижным, речевым, развивающим, дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображе­ние, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классифи­кации.

Игры с готовым содержанием и правилами содержат черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним за­дачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные сло­ва), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют не­сколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первен­ства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с прави­лами, успешно включаются в процесс школьного обучения. Детям интерес­ны игры «Будь внимателен», «Угадай, что загадал», «Хитрый фотоаппарат», «Что было, что будет», «Домино» (цифровое), «Арифметические божьи ко­ровки», «Шашки».

Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, также воспита­тель ежедневно планирует проведение таких игр с отдельными детьми в це­лях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.

В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с го­товым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших дошкольников была широко представлена группа развивающих игр: «Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геоконт». Направленность данных игр на развитие познавательных и творче­ских способностей делает их незаменимым средством интеллектуального раз­вития детей.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индиви­дуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.

Тематика игр для детей разных возрастов.

 Младшая группа Сюжетно-ролевая игра

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3—4-х лет преимущественно связа­на с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач — пациент, парикмахер — клиент, капитан — матрос и др.). Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых (семья, магазин, поликлиника, дет­ский сад, моряки и т. п.).

В совместной игре с воспитателем ребенок ' осваивает умения правильно называть себя в игровой роли («Я — шофер», «Я — мама»), на­зывать свои игровые действия («Я завожу мотор — р-р-р, я еду на маши­не», «Я варю кашу, буду кормить дочку»), планировать в речи 1—2 игро­вых действия, передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий.

В зависимости от сюжета и роли пользуется разными игрушками, пред­метами, предметами-заместителями, атрибутами одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл полицейского).

Режиссерская игра

Содержанием режиссерских игр являются впечатления от прослушивания сказок, просмотра мультипликационных фильмов. Дети охотно разыгрывают сюжеты несложных иллюстраций и картинок.

Средняя группа Сюжетно-ролевая игра

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4—5 лет преимущественно свя­зана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач — пациент, парикмахер — клиент, капитан — матрос и др.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Условием включения событий в сюжет игры является эмоциональная вовлеченность в то содержание, которое находит от­ражение в игре.

Режиссерская игра

Содержанием режиссерской игры является преимущественно опосре­дованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов (например, сюжеты сказок, хорошо знако­мых детям: «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»); комби­нирование событий из разных мультфильмов или сказок, непосредственно­го опыта ребенка. В индивидуальной режиссерской игре ребенок стремит­ся отобрать те события, которые произвели на него значительное впечатле­ние (посещение врача, приход гостей, поездка в поезде и т. п.).

Дидактическая игра

Дети участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это посуда, это обувь; здесь ленты одинаковой длины и оди­накового цвета).

Составляют целое изображение из 6—8 частей («Составь картинку», «Пазлы»).

Составляют ряд из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета и т. д.).

Составляют простой план-схему с использованием разнообразных заме­щений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Вол­шебные знаки»).

Дошкольники учатся элементарному планированию своей поисковой дея­тельности, реализации образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Старшая группа Сюжетно-ролевая игра

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе по­строения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообраз­ных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей, жи­вущих в Санкт-Петербурге, — это гипермаркет. Вместо обычной парикмахер­ской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.

Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляют­ся новые игровые темы: «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета.

Режиссерская игра и игра-фантазирование

Содержанием режиссерской игры и игры-фантазирования является пре­имущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатле­ния от просмотра мультипликационных фильмов. Часто в режиссерской игре комбинируются события разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка.

Дидактическая и развивающая игры

Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление се-риационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое, реальное — фантастическое, до­машние животные — дикие животные).

Игры на узнавание предметов по описанию, вопросам: «Угадай, что заду­мали», «Вопрос — ответ».

Составление целого из частей (10—12 частей).

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным зна­кам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме».

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Найди ошиб­ку», «Контролер», «Найди отличия».

Речевые игры.

Народные игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».

Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Черное и белое», «„Да" и „нет" не говорите».

Различные виды лото.

Интеллектуальные, развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекал­ки, «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат».

Подготовительная группа Сюжетно-ролевая игра

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непо­средственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впе­чатлениями, полученными от просмотра телевизионных передач, чтения худо­жественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интере­сов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых дети, принимая на себя роли, создают определен­ный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.

Режиссерская игра и игра-фантазироеание

Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых лите­ратурных произведений, мультипликационных фильмов. В сюжете режиссер­ских игр и игры-фантазирования творчески объединяют события из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманные события.

Дидактическая и развивающая игры

Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскут­ное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».

Игры на освоение отношений «целое — часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер».

Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных при­знаков (живое — неживое, реальное — фантастическое, домашние живот­ные — дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам од­новременно по 2—3-м присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит?»

Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять от­личий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».

Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».

Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что пропущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо?»

Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «До­гадайся и найди такой же».

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным зна­кам, сигналам: «Найти путь в пещеру Аладдина», «Найти клад по схеме», «Лабиринт».

Игры на плоскостное моделирование — головоломки «Танграм», «Колум­бово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца».

Игры на объемное моделирование: «Кубики-затейники», «Трансформер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Контролер», «Путаница», «Кто быстрее найдет все ошибки».

Народные игры.

Речевые игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».

Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Черное и белое», «„Да" и „нет" не говорите».

Различные виды лото, шашки, шахматы, крестики-нолики.

Таким образом, педагоги ДОУ должны   создавать условия для развития игровой деятельности дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возраста детей.

 

 

Литература:

 1.Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», М., 2009г.

2.А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко «Развитие игровой деятельности дошкольников», М., 2004г.