Выступление на тематическом педсовете
Система работы педагогов по созданию условуий для развития игровой деятельности дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
Старший воспитатель Сугрина Н.Ф.
Дата проведения- 16 апреля 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ИГРА»
Младшая группа
Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.
Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Развитие детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций.
На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей».
Имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов — веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, — способствуют развитию воображения и творчества.
Общие задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр.
Путь развития игры — это совместная игра воспитателя с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами, предметами-заместителями, взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.
Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Средняя группа
В 4—5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.
В средней группе воспитатель продолжает развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
Способствует развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.
Создает основу для развития содержания детских игр, обогащая представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; способствует развитию воображения, творчества детей, их интереса к игровому экспериментированию.
Формирует умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
Воспитывает доброжелательные отношения между детьми, обогащает способы их игрового взаимодействия.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,
театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих, игре-экспериментировании, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Необходимо создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.
Методы развития сюжетной игры. Совместная игра воспитателя с детьми, организация развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности. Обогащение содержательной стороны сюжетной игры происходит посредством чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми, в которых осуществляется уточнение впечатлений детей об окружающей действительности, «мозгового штурма» для инициирования новых предложений и идей.
Подготовительная группа
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
Сюжетные игры детей (ролевые, режиссерские, театрализованные и др.) становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности: продуктивной (рисование, ручной труд), речевой. Период подготовки к игре начинает занимать значительное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период планируются игровые действия, намечаются основные сюжетные линии, создается обстановка для игры. Важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней. Это способствует поддержанию интереса к игре.
Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей ' образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызывающие у них живой интерес.
Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, речевым, развивающим, дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Игры с готовым содержанием и правилами содержат черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, успешно включаются в процесс школьного обучения. Детям интересны игры «Будь внимателен», «Угадай, что загадал», «Хитрый фотоаппарат», «Что было, что будет», «Домино» (цифровое), «Арифметические божьи коровки», «Шашки».
Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, также воспитатель ежедневно планирует проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.
В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших дошкольников была широко представлена группа развивающих игр: «Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геоконт». Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индивидуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.
Тематика игр для детей разных возрастов.
Младшая группа Сюжетно-ролевая игра
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3—4-х лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач — пациент, парикмахер — клиент, капитан — матрос и др.). Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых (семья, магазин, поликлиника, детский сад, моряки и т. п.).
В совместной игре с воспитателем ребенок ' осваивает умения правильно называть себя в игровой роли («Я — шофер», «Я — мама»), называть свои игровые действия («Я завожу мотор — р-р-р, я еду на машине», «Я варю кашу, буду кормить дочку»), планировать в речи 1—2 игровых действия, передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий.
В зависимости от сюжета и роли пользуется разными игрушками, предметами, предметами-заместителями, атрибутами одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл полицейского).
Режиссерская игра
Содержанием режиссерских игр являются впечатления от прослушивания сказок, просмотра мультипликационных фильмов. Дети охотно разыгрывают сюжеты несложных иллюстраций и картинок.
Средняя группа Сюжетно-ролевая игра
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4—5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач — пациент, парикмахер — клиент, капитан — матрос и др.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Условием включения событий в сюжет игры является эмоциональная вовлеченность в то содержание, которое находит отражение в игре.
Режиссерская игра
Содержанием режиссерской игры является преимущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов (например, сюжеты сказок, хорошо знакомых детям: «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»); комбинирование событий из разных мультфильмов или сказок, непосредственного опыта ребенка. В индивидуальной режиссерской игре ребенок стремится отобрать те события, которые произвели на него значительное впечатление (посещение врача, приход гостей, поездка в поезде и т. п.).
Дидактическая игра
Дети участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это посуда, это обувь; здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета).
Составляют целое изображение из 6—8 частей («Составь картинку», «Пазлы»).
Составляют ряд из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета и т. д.).
Составляют простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).
Дошкольники учатся элементарному планированию своей поисковой деятельности, реализации образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).
Старшая группа Сюжетно-ролевая игра
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей, живущих в Санкт-Петербурге, — это гипермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.
Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы: «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета.
Режиссерская игра и игра-фантазирование
Содержанием режиссерской игры и игры-фантазирования является преимущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов. Часто в режиссерской игре комбинируются события разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка.
Дидактическая и развивающая игры
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление се-риационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое, реальное — фантастическое, домашние животные — дикие животные).
Игры на узнавание предметов по описанию, вопросам: «Угадай, что задумали», «Вопрос — ответ».
Составление целого из частей (10—12 частей).
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме».
Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия».
Речевые игры.
Народные игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».
Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Черное и белое», «„Да" и „нет" не говорите».
Различные виды лото.
Интеллектуальные, развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат».
Подготовительная группа Сюжетно-ролевая игра
В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатлениями, полученными от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых дети, принимая на себя роли, создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.
Режиссерская игра и игра-фантазироеание
Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов. В сюжете режиссерских игр и игры-фантазирования творчески объединяют события из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманные события.
Дидактическая и развивающая игры
Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».
Игры на освоение отношений «целое — часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер».
Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных признаков (живое — неживое, реальное — фантастическое, домашние животные — дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2—3-м присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит?»
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».
Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».
Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что пропущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо?»
Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «Догадайся и найди такой же».
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Аладдина», «Найти клад по схеме», «Лабиринт».
Игры на плоскостное моделирование — головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца».
Игры на объемное моделирование: «Кубики-затейники», «Трансформер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный).
Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Контролер», «Путаница», «Кто быстрее найдет все ошибки».
Народные игры.
Речевые игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».
Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Черное и белое», «„Да" и „нет" не говорите».
Различные виды лото, шашки, шахматы, крестики-нолики.
Таким образом, педагоги ДОУ должны создавать условия для развития игровой деятельности дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возраста детей.
Литература:
1.Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», М., 2009г.
2.А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко «Развитие игровой деятельности дошкольников», М., 2004г.