Деловая игра для педагогов «Развитие речи детей»

 

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные методы обучения.  

Задачи:

  1. Уточнить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста
  2. Упражнять в умении применять технологии ТРИЗ в практической работе с детьми дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать умение педагогов планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии.
  4.  Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

Педагогам предлагается самостоятельно разделиться на 2 команды, придумать название команды, девиз. Выбрать капитанов команды.

Роли в игре:

Ведущий (руководитель проблемной группы) знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

Жюри:  три опытных  педагога из участников проблемной группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры.

Правила игры: Команды выполняют 6 заданий. На каждое задание выдаётся по одной карточке. По окончании выполнения каждого задания карточка передаётся  членам жюри, которые подсчитывают баллы.

К карточкам № 3,4,5 выдаются вспомогательные материалы (см Приложение 1,2,3).

Атрибуты к игре:

 - Этикетки с названием команд.

Табло для подсчёта наглядного представления баллов, полученных каждой командой.

Ход игры:

Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Придумывают девиз команды.

Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ , чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания для проведения деловой игры:

Карточка №1.

Выбрать правильные ответы.

  1. Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).
  3.  Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа,  рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).
  4. Назовите типы высказываний ( описание, предположение ,повествование, рассуждение, доказательство)
  5. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)
  6. Как называется текст , в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)
  7. Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)
  8. Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)
  9. Что не входит в структуру рассуждения (тезис, описание, доказательство, повествование, вывод)

Карточка №2.

Определить возрастную группу для представленных задач.

(для группы №1)

  1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
  2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
  3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
  4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.
  5. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное
  6. Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события
  7. Учить детей рассказывать по образцу.
  8. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине.
  9. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения
  10. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам

Карточка №2

(для группы №2)

  1. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек
  2. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.
  3. В какой группе вводится коллективное рассказывание?
  4. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
  5. Учить детей коллективному составлению писем ( специальных текстов).
  6. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.
  7. Учить придумывать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему
  8. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.
  9. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.
  10. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам

Карточка №3.

Придумать три загадки, пользуясь моделями (технология ТРИЗ А.А.Нестеренко) составления загадок и загадать  их второй команде участников.

Карточка №4

 Придумайте метафору (по модели составления метафор) по теме «Зима»

Карточка №4.

1. Определить вид занятия, возрастную группу, тему занятия.

2. Дополнить примерную структуру занятия по обучению рассказыванию нетрадиционными методами и приёмами для привлечения внимания детей, поддержанию интереса к занятию.

3. Представить краткий ход занятия, участникам проблемной группы, обратив внимание на нетрадиционные методы и приёмы.

Карточка №5.

Ваши предложения и рекомендации педагогам ДОУ по включению в работу по формированию у детей связной речи на занятиях и вне занятий нетрадиционных методов и приёмов.

Подведение итогов (Приложение 4).Определяется команда – победитель.

Вручаются поощрительные призы. Всем педагогам вручаются методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста монологической связной речи  (Приложение 5).

 

           Приложение 1.

 

Модель 1

Какой?        

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Блестящий.

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

"Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?        

Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?         

Что бывает таким же?

Блестящий        

Начищенная монета

Шипящий        

Проснувшийся вулкан

Круглый        

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Ёжик пыхтит,

Как новенький паровоз

Как сломанный чайник

собирает

Как хорошая хозяйка

Как жадина

семенит

Как ребёнок, который учится ходить

Как старый гном

"Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

"Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Что делает?        

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как сломанный чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый гном (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?        

Чем отличается?

Гриб, но нет бороды

Мужичок

Гриб, но без окон

Дом

Гриб, но на толстой ножке

Зонтик

"Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

        

 Приложение 2

 Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Протокол занятия с детьми

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.  Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

- Что за птицы изображены на заснеженных елях?

- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).

- А какие они?

- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).

- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?

- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).

- Так что можно сказать про снегирей, какие они?

- Снегири красногрудые, как яблоки.

- А где снегири находятся?

- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).

- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).

- Произнесите эти два слова подряд!

- Яблоки заснеженных елей.

- Кто составит мне предложение с этими словами?

- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

Примеры последовательности составления метафор детьми

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).

Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".

Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).

Словосочетание: "костер вечернего неба".

Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".

                                                          

Приложение 3

 Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика, дыхательные или голосовые упражнения.
  3. Введение в тему: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы воспитателя). Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно.
  4. Физкультминутка
  5. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
  6. Составление рассказа самостоятельно.
  7. Итог занятия.

Примерная структура

занятия по обучению рассказыванию

Этап занятия

Время занятия для групп, мин

     
 

2 младшая группа

средняя

старшая

Подготовительная к школе

Организационный

момент

1

1

2

2

Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения. Формирование звуковой культуры речи.

3

3

4

4

Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки.

Беседа (ответы детей на вопросы). Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно

4

5

5

7

Физкультминутка

3

3

4

4

Составление предложение с соответствующей словарной работой.

_

3

4

5

Составление рассказа самостоятельно

4

5

6

5

Итого

15

20

25

30

           

 Приложение 4

 Правильные ответы для подведения итогов

1 задание (карточка №1). За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. Доклад.
  2. Выслушать собеседника, задать вопрос
  3. Беседа, разговор воспитателя.
  4. описание, повествование, рассуждение.
  5. описание.
  6. Повествование
  7. Рассуждение
  8. Доказательство.
  9. Тезис

2 задание  (карточка №2) для группы №1. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем. (2 младшая)
  2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя. (старшая, подготовительная).
  3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии. (старшая, подготовительная0
  4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке. (старшая )
  5. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.(2 мл.)
  6. Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события.(старшая).
  7. Учить детей рассказывать по образцу.(2 мл)
  8. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине (старшая).
  9. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения. (2 мл)
  10. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.(средняя)

2 задание  (карточка №2) для группы №2. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.(старшая)
  2. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек. (Подготовительная)
  3. В какой группе вводится коллективное рассказывание? Старшая, конец года).
  4. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта? (подготовительная)
  5. Учить детей коллективному составлению писем ( специальных текстов).старшая
  6. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин. Старшая подготовительная.
  7. Учить придумывать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.(старшая)
  8. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.(старшая)
  9. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.(2 мл)
  10. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам (2 млад)

3 задание (карточка №3)

За каждую загадку -1 балл. Второй команде – за каждую отгадку – 1 балл. За трудную загадку, которую не смогут отгадать участники группы – дополнительный балл.

4 задание. За выполнение задания – 1 балл.

5 задание  За каждый нетрадиционный метод – 1 балл

6 задание. По 5 – бальной системе – от 5 до 1 балла

 

Приложение 5

Методические рекомендации педагогам по формированию у детей дошкольного возраста монологической связной речи.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Для повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста на педсовете были разработаны следующие рекомендации.

  1. Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
  1. Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  1. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
  1. Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
  1. Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
  1. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
  1. Работая над развитием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и предположить что же произошло, почему так окончилась история и т.д.
  1. Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
  1. Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
  1. Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
  1. По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
  1. Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.
  1. Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания
  1. Дети черпают свои знания о языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью своей и детей не только на занятии, но и в бытовой деятельности.

В настоящее время имеется большое количество литературы, включающей различные речевые игры для детей. Из множества предлагаемых игр важно выбрать те игры, которые соответствуют программным требованиям, а также возрастным и индивидуальным возможностям детей. Основанием для составления картотеки дидактических игр по развитию связной речи является соблюдение следующих принципов:

  1. знание возрастных речевых возможностей детей;
  2. результаты диагностики детей на данном этапе;
  3. знание методики развития речи и в частности авторские методики;
  4. тематическое планирование игр и занятий;
  5. учет региональных особенностей;
  6. учет сезона;
  7. регулярность, последовательность, повторяемость.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
  2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.:: Просвещение, 1982.- 127 с,
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ В.И.Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.: Под ред. Ф.А.Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с, ил.
  4. Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей  с использованием моделирования// Логопед. – 2010. - №8.  – С.10-16.
  5. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет /авт. Сост. Л.М.Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. www.trizminsk.org/e/260025.htm  Сидорчук Т. А. , Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников /методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 200 

2. www.45kpspb.caduk.ru/p25aa1.html4 Нестеренко А.А. Страна Загадок (методическая разработка).