МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО  ВИДА № 102 ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

 

 Организация системы работы

по внедрению метода проектов

в образовательный процесс ДОУ

  

Автор: Сугрина Н.Ф.

старший воспитатель

МДОУ № 102

 

  Пояснительная записка

 С 2009 года в нашем ДОУ педагоги активно используют проектный метод при организации образовательного процесса. Данное направление работы было выбрано потому, что использование метода проектов в дошкольном образовании  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, познавательный интерес, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Организация системы работы по внедрению проектного метода в нашем ДОУ начала реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

 Постановка проблемы

 Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:

1. Закон Российской Федерации об образовании.

  1. Концепция развития дошкольного образования.
  2. Федеральная целевая программа развития образования.
  3. Концепция модернизации российского образования.

Образовательный процесс ДОУ направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.

В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы.

«Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Но, внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Мы рассчитываем, что    освоив новую технологию - метод проекта, педагоги позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Цель:

 Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов».

 

Задачи:

 1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

2.         Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3. Организовать методическое объединение педагогов ДОУ «Метод проектов в детском саду».

4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проектного метода.

 

Стратегия достижения поставленных целей

 Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

 Подготовительный этап: отбор участников проекта, подбор методической, справочной литературы по методу проекта.

Проведено анкетирование педагогов ДОУ: «Мотивация к успеху», «Способность педагогов к саморазвитию», «Оценка инновационного потенциала педколлектива»  (см. приложение № 1)

Метод проектов мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы познакомили родителей с инновационной технологией, раскрыли её преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но увидев первые результаты, стали участниками проектной деятельности.

В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Часто родители задерживаются в группах: что-то мастерят с детьми, записывают рассказы своих малышей, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий.

 

II этап - основной

Форма работы

Наименование

мероприятий

Ответственные

Сроки

проведения

Защита авторских проектов

Установочный педсовет, сентябрь 2010г

 Ст. воспитатель

Сентябрь 2010г  

Организация методического объединения в ДОУ

Учрежденческое МО «Метод проектов в детском саду»

  ст. воспитатель, воспитатели групп

Октябрь

Консультации

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»

 

Октябрь

«Создание пространственной среды в группе»

  ст. воспитатель

Ноябрь

«Участие родителей в проектной деятельности»

  ст. воспитатель, воспитатели групп

Декабрь

Семинары

практикумы

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

 ст. воспитатель

Октябрь

«Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов»

ст. воспитатель, воспитатели, специалисты

Октябрь

«Разработка перспективного тематического планирования»

ст. воспитатель, воспитатели

Ноябрь

«Разработка групповых проектов»

ст. воспитатель, воспитатели

Декабрь - январь

Презентация проектов

Воспитатели

Февраль - март

Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов

Посещение открытых просмотров, семинаров в других ДОУ

 Ст. воспитатель

В течение года

Тренинг

«Участие в проектной деятельности»

Научный руководитель, ст. воспитатель

Март

Педсовет

«Работаем по методу проектов. Защита авторских проектов»

Научный руководитель, ст. воспитатель, воспитатели

Апрель

Конференция

«Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»

Заведующая, научный руководитель, ст. воспитатель

Май

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса.

  Мы видим изменения и в наших воспитанниках.

Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д)

  • · У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
  • · Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
  • · Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
  • · Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
  • · Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

 

Родители, дети и педагоги реализовали  совместные проекты:

  • · «Крестьянское подворье»- старшая группа
  • · «Сельский дворик»- средняя группа
  • · «Любознайка»-подготовительная группа
  • · «Поляна сказок»- 2 младшая группа
  • · «Моя семья»- подготовительная группа

Начата реализация проекта в подготовительной группе «Родословная моей семьи».

Вывод: Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

 III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы педагогов.

Рабочий план

Сентябрь

01.09 - 08.09.2007 Собеседование с педагогами и подбор кадров.

11.09 - 15.09.2007 Диагностические исследования с целью выявления

познавательных интересов у детей.

18.09 - 06.10.2007 Обучающие семинары «Общие основы проектирования.

Метод проектов в дошкольном образовании»

Октябрь

03.10-05.10.2007 Приобретение и подбор методической литературы.

10.10 – 11.10 2007 Организация МО, разработка и утверждение Положения

14.10.2006 Консультация «Вариативность использования интегрированного

метода в воспитании дошкольников»

16.10.- 20.10 Составление схемы взаимодействия воспитателей и

специалистов.

Ноябрь

02.11.2007 Консультация по созданию развивающей среды

07.11 - 10.11.2007 Разработка перспективного тематического планирования.

Декабрь

04.12.2007   Консультация «Участие родителей в проектной деятельности»

С 11.12.2007 Разработка групповых проектов

Январь

Разработка групповых проектов

Февраль

15.02- 25.02.2008 Презентация проектов

Март

13.03.2008   Тренинг «Участие в проектной деятельности»

С 20.03.2008 Конкурс авторских проектов.

Апрель

10.04.2008 Педагогический совет «Работаем по методу проекта»

Май

17.05.2008 Конференция «Метод проектов как форма организации единого образовательного процесса»

 

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. 10 педагогов дошкольного учреждения освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми.
  2. Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

3.         Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4.         Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители.

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении группы, изучению и анализу авторских проектов.

Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, через беседы с воспитателями и родителями.

По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

 

Список литературы:

1.         Концепция Модернизации российского образования на период до 2010года. Москва 2004.

  1. Об образовании. Закон Российской Федерации №3266-1. Москва 2005.
  2. Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010гг.

4.Доклад государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21.03.06 г.)

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Москва 2005.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва 2005.

 

Приложение № 1

  

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 102 общеразвивающего вида  

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О методическом объединении

«Метод проектов в ДОУ»

 

 

1. Общие положения

1.1.МО «Метод проектов в ДОУ» включает в себя старшего воспитателя, воспитателей групп старшего дошкольного возраста МДОУ № 102.

1.2. Заседания проводятся 4 раза в год

1.3. На заседание МО могут приглашаться специалисты ОДО,  администрация ДОУ, узкие специалисты, воспитатели других групп, педагоги других дошкольных учреждений.

2. Задачи МО

2.1. Обеспечить профессиональный и творческий рост педагогов ДОУ

№ 102

2.1.  Осваивать и качественно реализовывать новую технологию «Метод проектов»

2.2.  Изучать и анализировать состояние работы по проектной деятельности

2.3.  Обобщать прогрессивный опыт педагогов в работе по проектной деятельности

 3.    Организация работы МО

3.1.  МО возглавляется руководителем

3.2.  Руководитель избирается членами МО из числа педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.

3.3.  МО планирует свою работу на учебный год

 4.    Документация

4.1. План работы МО на год

4.2.  Протоколы заседаний МО

4.3.  Анализ деятельности за год

 
 

Приложение № 2

 

Преимущества метода проектов

 Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Сейчас, работая по методу проектов второй год, можно сделать следующие выводы:

1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду «Детство», разработанной кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, С.-Петербург. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой «Детство». Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

На данном этапе родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам. Часто, вечерами родители задерживаются в нашей группе: что-то мастерят с детьми, записывают рассказы своих малышей, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий.

Родители, участвуя в реализации проекта, могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

 

 Опросник по определению мотивационной готовности педагогов к повышению квалификации

  1. Чем мотивированы педагоги на повышение собственной профессиональной компетентности?

Какие мотивы являются для них ведущими: внутренние, осознание необходимости в повышении квалификации как средства, способствующем достижению больших профессиональных успехов; или внешние, желание получить признание, укрепить свое положение в коллективе, избежать неприятностей с администрацией?

2. Какие внутренние, исходящие от самого педагога, и внешние  факторы  препятствуют  осознанию  необходимости обучения:

- высокая оценка результатов собственной профессиональной деятельности;

- высокая оценка достигнутого уровня профессиональной компетентности;

- высокая оценка темпа профессионального развития в предыдущие годы;

- низкая оценка полезности и актуальности проводимого в образовательном учреждении обучения;

- пассивная позиция в обучении на предыдущем этапе;

- отсутствие готовности  тратить на обучение рабочее и свободное время.

3. Какие внутренние и внешние факторы способствуют осознанию педаго­гами необходимости обучения:

- критическое отношение к результатам собственной деятельности;

- низкая оценка уровня достигнутого профессионализма;

- осознание снижения темпа профессионального развития;

- неудовлетворенность  внешней оценкой профессиональной деятельности

- высокая оценка полезности проводимого в образовательном учреждении обучения;

- положительное отношение к учебной деятельности как таковой;

- наличие активной позиции в обучении в предыдущие годы;

- стремление избежать неприятностей с администрацией, осознание  недопустимости иного поведения;

- систематическое самообразование;

- готовность тратить на обучение дополнительное время.

4. Как оценивается педагогами состояние имеющейся системы методической работы?

5. В какой степени существующая в образовательном учреждений система методической работы удовлетворяет потребности педагогов в обучении?

6. Каков уровень потребностей педагогов в обучении? Насколько  актуально для них профессиональное развитие? Есть ли готовность повышать свою компетентность в ближайшее время?

7.Какие формы повышения квалификации  предпочитают педагоги?

 

                                                                                              Приложение 2

Модель условий мотивации профессионального развития педагогов ДОУ

 

 

 

 

Оценка степени ценности результатов обучения

 

 

 

Мотивация

саморазвития

Оценка полезности

Последствий саморазвития

 

 

 

Оценка вероятности достижения положительных результатов обучения

 

 

 

 

Оценка усилий и средств, которые предстоит затратить на обучение

 

 

 

 

 

Оценка возможных отрицательных последствий остановки в саморазвитии

 

Оценка других возможностей удовлетворить потребность в саморазвитии

 

Приложение 3

Перечень вопросов для беседы по определению заинтересованности педагогов в повышении квалификации

1. Что не устраивает Вас в той системе обучения педагогов, которая сложилась в образовательном учреждении?

2. Что, на Ваш взгляд, следует изменить в существующей системе обучения и развития кадров, чтобы она стала более продуктивной?

3. При каких условиях Вы бы стали принимать более активное участие в методической работе учреждения?

4. По каким проблемам Вы хотели бы повысить свою квалификацию в ближай­шее время? Почему Вы считаете  необходимым обучение именно по этим вопросам?

5. Всегда ли Вы полностью применяете те знания, которые получили при обучении в своей повседневной работе? Как Вы отбираете, что использовать, а что нет?

6. Перечислите, какие  изменения в работе могли бы привести Вас к гораздо большему успеху, чем Вы имеете сегодня? Как скоро Вы настроены внести эти изменения?

7. Насколько сильно влияет обучение на результаты Вашей успешности в работе? Почему Вы даете такую оценку обучению?

8. Ваши воспитанники и родители считают, что Вы очень хороший педагог, многие желают  отдать своего ребенка именно в Вашу группу. Сколько времени, на Ваш взгляд, Вы сможете поддерживать эту оценку, если не удастся повысить свою квалификацию и профессиональную компетентность?

 

Приложение4

Критерии оценивания инновационной деятельности

  1. Результативность. Рост качества образованности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Превышение Государственных образовательных стандартов.
  2. Соблюдение паритета образованности и здоровья в ходе реализации инновационной деятельности.
  3. Создание продуктов инновационной педагогической деятельности, отвечающих требованиям современной парадигмы образования.
  4. Систематичность инновационной педагогической деятельности.
  5. Наличие мониторинговых исследований в ходе инновационной педагогической деятельности.
  6. Рост уровня профессиональной компетентности педагогов.
  7. Выход на обобщение передового педагогического опыта по инновационной педагогической деятельности (защита квалификационной работы на высшую категорию).

Приложение 5

Критерии оценивания инновационной методической продукции

1.Соответствие методической продукции возрастному составу детей группы или класса.

2. Актуальность и своевременность методической разработки с учетом приоритетных направлений развития образовательной системы города, муниципалитета, образовательного учреждения.

3. Инновационный характер методической разработки: педагогическое НОУ-ХАУ.

4. Отражение регионального компонента в содержании образования в данной инновационной продукции.

5. Апробированность инновационной разработки в рамках образовательного учреждения (в ходе открытых мероприятий с детьми, родителями).

6. Результативность инновационной методической разработки: подтверждение ее эффективности результатами педагогической или психологической диагностики).

7. Обеспеченность инновационной методической разработки дидактическими средствами (наглядные учебные материалы, пособия, материалы для детского экспериментирования).

8. Описание модели переноса содержания методической разработки в предметно-развивающую среду группы или класса (оформление дидактических игр, специального уголка).

  1. Эстетика оформления методической разработки.
  2.  Возможность использования данной методической разработки в условиях других образовательных учреждений, т. е. возможность тиражирования.