Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников



Выполнил: Сугрина Н.Ф.,
 старший воспитательМБДОУ № 102



       Введение


Современное дошкольное образование направлено на реформирование  и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Среди задач дошкольного воспитания- формирование у воспитанников инициативности и самостоятельности, являющихся составными  компонентами личности ребенка. Новые задачи требуют от педагогов изменения в подходах к организации педагогического процесса. Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных.
За последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами – практиками, так как нет единого подхода к определению этого понятия.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах В.А. Сластенина, Л.С.Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой и др. В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е.И. Рогов, О.М. Шиян, Н.В.Кузьмин и др.).
В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А.П.Журавлёв, Н.Ф.Талызина, Р.К. Шакуров, А.И.Щербаков).
Таким образом, при всем разнообразии исследовательских подходов, следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого – педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности.
Среди основных направлений деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения одно из центральных мест занимает работа по экологическому воспитанию детей, это объясняется многолетним опытом работы ДОУ в этом направлении.  
Главной целью нашей работы  стало создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам экологического воспитания дошкольников.
 

Глава 1.

Теоретические подходы к решению проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов.


 Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалифи¬кации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повы¬шение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенст¬вование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации.
Система подразумевает множество элементов, находящихся в связях и в отношениях друг с другом, образующих определённое целое, единство. Также система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь и являющихся частью системы более высокого порядка.
Системный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Он подразумевает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими её связями и отношениями, а также согласования деятельности всех её подсистем.
Данный подход раскрывается в работах В.С. Голициной, М.В. Корепановой, Л.С. Марковой и др.
Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимосвязи между различными свойствами.
Системный подход открывает возможность для более полного учёта информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного педагогического коллектива. Системное видение действительности, по Л.С. Марковой, - особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций (планово - прогностическая, аналитическая, контроля, регулирования).
Таким образом, цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному са¬мосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения обра¬зовательного процесса в ДОУ.
Управление методической работой, по мнению Т.В. Волосовец, С.Н. Сазоновой, должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов. Выявление же индивидуальных различий в их педагогической деятельности и корректировка ее содержания и результатов в конечном итоге призваны способность повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Л.С. Марковой были выделены следующие цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога и организации педагогического процесса; обмен опытом между членами коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.


Работа по повышению педагогического мастерства, должна, по ее мнению, базироваться на следующих принципах:

  • Непрерывность, систематичность и обязательность повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства на протяжении всего периода педагогической деятельности;
  • Плановость, охват различными видами занятий и самообразованием педагогов образовательных учреждений;
  • Опережающий характер повышения квалификации педагогических кадров с учетом новейших достижений науки и передового опыта;
  • Учет уровня подготовки, индивидуальных потребностей педагогов, дифференциация на этой основе содержания и методов повышения квалификации;
  • Ориентация на использование разнообразных методов работы с педагогическими кадрами, на стимулирование творческих поисков педагогов.

Экологическое воспитание входит в познавательное направление развития дошкольников, отдельно не выделено в нем. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;…формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (1, с.7) Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития любознательности и познавательной мотивации детей.
В результате внедрения в ДОУ вариативных образовательных программ, авторских   технологий, у педагогов нашего дошкольного учреждения возникла острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умении при организации экологического воспитания  дошкольника.


 Глава 2.


Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников.


2.1.Изучение затруднений педагогов при организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.


На начальном этапе работы, в 2011 году,  мы изучили возможные затруднения педагогов при организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников с помощью разработанных нами карт. (см. приложение).
На основании анализа ответов педагогов, наибольшие затруднения вызвала методика организации игровых обучающих ситуаций по экологии- у 56% педагогов;

организация семейных проектов экологической направленности- 32%;

организация деятельности детей на экологической тропе ДОУ- 18%;

методика проведене экологических досугов -11%;

методика применения моделей в экологии-7%;

организация труда детей на участке- 5%;

организация труда детей в экологическом центре- 3% педагогов.


На основании данных диагностики   мы разработали систему методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников (см. приложение).

 

  До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет От 20 до 30  лет От 30 и более
2011-2012 учебный год   5% 5% 45% 39% 5%

 
        На основании анализа  распределения педагогических работников по стажевым группам: можно сделать вывод о том, что большинство педагогов имеют значительный стаж работы (от 20 до 30 лет)- 39%, от 10 до 20 лет- 45%. Педагоги данных стажевых групп (84%) обладают определенными знаниями и умениями по организации, методике и планированиию режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, но и не всегда легко осваивают новые формы организации детей с учетом ФГОС дошкольного образования. 

 

2.2. Методическая работа как средство управления процессом повышения педагогической компетентности по вопросам экологического воспитания дошкольников.


Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи педагогам.

 

Формы методической работы

Степень активности педагогов

Групповые

Семинары-практикумы

Недели взаимопосещения  

Смотры – конкурсы

Педагогические советы: в традиционной форме

В нетрадиционной форме

Деловые игры

Консультации

Организация выставок

Презентация опыта работы

 

Высокая

Высокая

Высокая

Средняя

 

Высокая

Высокая

Средняя

Высокая

Высокая

 

Индивидуальные

Самообразование

Индивидуальные консультации

 


Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы:


Семинары-практикумы являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В нашем учреждении такие семинары проводятся ежегодно. Так, в 2011 были проведены семинары «Семейные проекты в экологическом воспитании», «Что такое школьная готовность?» в 2012 году- «Игровые обучающие ситуации», «Роль загадок в развитии  логического мышления дошкольников», в 2013 году- семинар «Организация детской деятельности на экологической тропе».
 При подборе содержания методического материала мы основываемся  на принципах научности, деятельного характера обучения, вариативности и системности. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к экологическому воспитанию через деятельностный подход. По окончании семинаров проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме.


Опыт показывает: при таком построении материала педагог в работе в детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по познавательному развитию. Всё это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.


Недели взаимопосещения  играют значительную роль в образовательном процессе нашего ДОУ в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также совместной и самостоятельной  деятельности. Например, в 2011 проходили просмотры непосредственно образовательной деятельности «Использование приемов здоровьесбережения в ходе НОД»,  в 2012 году- открытый просмотр совместной деятельности  «Труд на участке», в 2013 году- «Развитие связной монологической и диалогической речи дошкольников в ходе непосредственно образовательной деятельности»
Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно – развивающей среды в нашем учреждении ежегодно проходят смотры– конкурсы (см.приложение)


Смотры – конкурсы – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. С 2011 по 2014 год в детском саду прошли конкурсы экологических центров, предметно – развивающей среды по речевому развитию детей, центров изодеятельности, летних участков.


Особо хотелось бы остановиться на конкурсе летних участков, которые проводились в 2010 и 2011 годах. С педагогами ДОУ нами проводилась большая предварительная работа:

  • консультации на темы: «Создание условий для детских видов деятельности на прогулочных участках» , «Организация деятельности детей на экологической тропе»,  «Методика работы с метеостанцией», «Огород на окне», «Организация труда детей в природе», «Календарь природы как метод экологического воспитания», «Роль моделирования в экологическом воспитании», «Проектная деятельность в экологическом воспитании. Виды проектов», «Особенности педагогической диагностики экологической воспитанности дошкольников на основе рекомендаций Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой».
  • Тренинги для педагогов с целью повышения мотивации к творческой деятельности, групповой сплоченности, оптимизации психологического климата в коллективе.
  • Изучение опыта работы других ДОУ по данной теме.

Презентации  опыта педагогов позволяют решить нам ряд вопросов, таких как:
– целенаправленное накопление педагогического материала;
– анализ результатов деятельности по познавательному  развитию детей;
– взаимодействие всех специалистов.


В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходит через открытые просмотры, выступления на методических мероприятиях, в том числе и городских.

За последние три года в  ДОУ изучен, обобщён и представлен опыт педагогов по темам:

  • «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности», 2013 год, воспитатель Абрамова Т.Н.
  • «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность», 2013 год, воспитатель Звездина Е.В.
  • «Экологическое воспитание детей раннего  возраста через дидактические игры», 2013 год, воспитатель Лопасова С.В.
  • «Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников», 2013год, инструктор ФИЗО Василенко Н.В.
  • «Построение предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода в группе детей 3-4 летнего возраста», 2013 год, воспитатель Деревенских Т.А.
  • «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста», 2013 год, воспитатель Смирнова Г.П.
  • «Развитие логического мышления старших дошкольников    посредством дидактических игр математического содержания», 2012 год, воспитатель Зязева Е.П.
  • «Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора», 2012 год, воспитатель Щепеткина Т.Н.
  • «Развитие экологической воспитанности старших дошкольников через организацию работы на экологической тропе ДОУ», 2011 год, воспитатель Звездина Е.В.
  • «Развитие эмоционально-волевой сферы и самостоятельности старших дошкольников через театрально-игровую деятельность» 2011 год, музыкальный руководитель Власова Л.П.
  • «Использование системы дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей раннего возраста», 2011 год, воспитатель Лопасова С.В.

50% педагогов обобщили опыт работы по темам, связанным с экологическим воспитанием дошкольников.


Деловые игры- метод имитации принятия решения педагогами в различных производственных ситуациях, осуществляемых по заданным правилам.


При подготовке к деловой игре мы руководствовались следующими принципами:

  • Принцип совместной деятельности предполагает заблаговременный выбор ролей, при этом мы моделируем наиболее характерные виды взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  • Принцип диалогического общения предполагает всестороннее коллективное обсуждение при максимальном участии всех  педагогов.
  • Принцип проблемности: все ситуации и задания деловой игры содержат какую либо проблему.

      С 2011 года мы провели различные деловые игры, направленные на повышение эффективности взаимодействия между педагогами и детьми, педагогами и родителями, в том числе в области экологического воспитания дошкольников.
       В 2011 году- деловая игра «Принципы построения предметно-развивающей среды в группахДОУ», в 2012 году были проведены деловые игры «Педагогическая технология конструирования образовательного процесса по технологии М.Крулехт», «Катастрофа в пустыне» (направлена на отработку навыков поведения в дискуссии, развитие у педагогов слушать других и отстаивать свою точку зрения), «Полет на Луну» (в ходе деловой игры учились эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи)- см. приложение. В 2013 году были проведены деловые игры «Формы и методы экологического воспитания детей» - (см. приложение), «Методы и приемы развития связной речи дошкольников», «Эффективные формы работы с родителями».

Педагогические советы: Для активизации творческого потенциала педагогов, совершенствования из профессиональной компетентности, постепенно мы перешли от традиционной формы проведения тематических педагогических советов к  нетрадиционной. При этом мы придерживаемся классической формой построения педсовета:
1-я часть. Вступительное слово председателя педсовета.
2-я часть. Теоретическая. Старший воспитатель обозначает суть темы, проблемы. При проведении этой части используем зрительный ряд: презентации, схемы, таблицы, другую наглядность.
3-я часть. Практическая или дискуссионная. Именно в этой части наиболее эффективно использование нетрадиционных методов. Мы применяем  методы мозгового штурма, аукциона, ролевой игры, педагогических ситуаций, метод моделирования, ресурсный метод.
      В 2012 году в форме аукциона был проведен педсовет по теме: «Система работы педколлектива по организации самостоятельной деятельности ребенка в течение дня», в ходе которого  педагоги ДОУ обосновывали и раскрывали  («расхваливали») модель развивающей среды своей группы, особо уделив внимание экологическим центрам,  используя разные методы: наглядные, словесные практические. В конце педсовета жюри отбирало («покупало») самые интересные, инновационные решения к исполнению. На этом педсовете с помощью метода создания педагогических ситуаций, предложенных старшим воспитателем, педагоги пытались принять общее решение по проблеме развития самостоятельности дошкольников (см. приложение).
      В этом же году в ходе проведения тематического педсовета «Результаты  работы педколлектива по трудовому воспитанию в соответствии с принципами технологии М. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир» педагоги представили с помощью метода моделирования систему работы по данной теме в течение года, а в практической части педсовета, используя ролевую игру (принятие ролей родителя, педагога и ребенка), педагоги высказались о важности/неважности труда в жизни ребенка, разыграли несколько педагогических ситуаций, связанных с трудовым воспитанием, в том числе трудом в природе.
     В мае 2013 года на итоговом педсовете с помощью метода мозгового штурма педагоги пытались решить проблему повышения эффективности летней оздоровительной работы, в частности отвечали на вопрос: «Как повысить познавательную активность детей на экологической тропе?».
      В январе 2014 года на тематическом педсовете «Методы и приемы развития связной речи дошкольников», прошедшем в форме ярмарки педагогических идей, педагоги представляли авторские пособия: дидактические игры, модели, самодельные книги, игрушки, способствующие развитию связной монологической и диалогической речи дошкольников, а в заключительной части педсовета, прошедшей в форме тренинга, педагоги овладели методикой   коммуникативных игр, который  развивают навыки общения, невербального взаимодействия. В эти игры педагоги играют и со старшими дошкольниками.
     Таким образом, новые технологии обучения педколлектива на основе деятельностных форм работы (семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры и др.) способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, росту их творческой активности.


Самообразование.


Одной из форм методической работы с педагогами является  руководство работой по самообразованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
         Среди мотивов педагогов нашего ДОУ можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
•    Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
•    Изучение учебной и научно-методической литературы;
•    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
•    Изучение новых программ и педагогических технологий;
•    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
•    Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, мы используем  следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
•    Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
•    Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
•    Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
•    Проявление творческого потенциала педагога;
•    Пропаганда своих достижений;
•    Развитие исследовательской деятельности.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который  представляется  в форме таблицы:
 

 

Фамилия, имя, отчество

 

Тема ­
самообразования

 

Форма
и
срок отчета

 1.

 

 

 


50% педагогов нашего ДОУ выбрали темы самообразования, связанные с экологическим воспитанием дошкольников, обобщив  по своей теме опыт работы, показав итоговые мероприятия с детьми и родителями.


           2.3. Организация взаимодействия с родительской общественностью.


Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (1,с.4).Задачами работы ДОУ по взаимодействию с родителями мы видим:
•    Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•    Объединить усилия для развития и воспитания  детей;
•    Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
•    Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В связи с новым статусом семьи как социального партнера, в нашем ДОУ созданы организационно-методические условия социального партнерства:
•    Повышение правовой культуры взрослых участников образовательных отношений;
•    Ведение с сотрудниками ДОУ просветительской работы по организации взаимодействия с родителями;
•    Создание условий для формирования актива родительской общественности.
Принципы формирования актива:
•    Анализ воспитателем поведения родителя по отношению к окружающим и своему ребенку;
•    Анализ заведующего анкетных данных родителя (образование, владение ИКТ);
•    Сопоставление и утверждение заведующим списка кандидатур актива;
•    Индивидуальная беседа руководителя с родителем, на которой ему разъясняются права, обязанности, ответственность и необходимость участия в государственно-общественной системе управления.
•    Список кандидатов выносится на общее родительское собрание и открытым голосованием утверждается.
•    Состав актива оформляется приказом с уведомлением родителей.
•    Актив с заведующим разрабатывает положение о своей деятельности.
Организацию взаимодействия с родительской общественностью мы проводили   по трем основным направлениям:
•    Педагогический мониторинг.
•    Педагогическая поддержка.
•    Педагогическое образование родителей.
•    Совместная деятельность детей, педагого и родителей.
      В ходе сбора и анализа информации педагоги каждой группы составили социальный портрет семей своей группы, обозначив в нем состав семьи, образовательный и профессиональный статус родителей, возрастной ценз, степень удовлетворенности родителей образовательной, воспитательной  и оздоровительной работой педагогов. Социальный портрет семей позволяет грамотно спланировать воспитательно-образовательный процесс с детьми.
       В сентябре 2012 года с родителями ДОУ было проведено анкетирование на тему: «Экологическое воспитание дошкольников».
Цели анкетирования:
1.    Поддержать интерес родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников.
2.    Повышение компетентности родителей в вопросах экологического образования и воспитания.
3.    Укрепление взаимодействия между ДОУ и семьёй.   
В опросе приняли участие 75 родителей, что составляет 48% от общего числа.99% родителей знают, что наше ДОУ занимается вопросами экологического воспитания детей.  100% родителей лично интересует данная проблема. 98% ответивших ощущает по своему ребенку, что  в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию дошкольников. Это проявляется в том, что ребенок обращает внимание на  окружающую природу- 67%, просит вывести его в лес, парк- 56%, просит завести животное, растение дома- 36%, просят почитать о природе- 32%.
Родители многое делают сами для охраны природы: 80%- не мусорят , поддерживают чистоту возле дома, проводят субботники, 34%- выращивают растения в саду и дома, 25% соблюдают правила охраны природы, 43%- кормят птиц, 12%- сажают деревья.
94%  родителей регулярно беседуют с детьми о природе, 15% оборудовали в семье уголок природы, 88%- подкармливают птиц, 54% часто проводят время на природе, 35% проводят наблюдения за природными объектами.
100% родителей знакомят детей с правилами поведения в природе.
23% родителей нужна помощь в том, как научить  детей гуманному отношению к животным, 14%- как знакомить детей с правилами наблюдения в природе, 6%- как проводить наблюдения за погодой, 21%- как проводить опыты дома.
На основании запросов родителей запланированы мастер-класс по теме «Как проводить опыты дома», тематическое сообщение на общем родительском собрании, организация проектной деятельности с родителями по экологической тематике.
  По результатам анкетирования  реализованыследующие семейные проекты:  
•    «Животные наших лесов»- группа Сказка
•    «Подводный мир»- группа Журавушка
•    «Волшебница-вода»- группа Почемучки
•    «Огород на окне»- группа Улыбка
•    «Весеннее солнышко»-   группа Заинька
•    «Колобок»-   группа Солнышко
Семейные проекты и конкурсы позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов  и проектов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы,  повышает инициативность неактивных родителей. Нами разработаны положения различных семейных конкурсов. (см. приложение).

           2.4. Результативность методической работы по повышению профессиональной  компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников.


Какова же эффективность методической работы в ДОУ?
 О повышении уровня профессиональной компетентности педагогов говорят следующие факты:
•    за период 2011-2014 учебных годов было аттестовано 7 человек ( из них на высшую квалификационную категорию- 4 педагога, на первую квалификационную категорию – 3 педагога,   в 2013-2014 учебном году подала заявление на высшую категорию еще 1 педагог.  Таким образом, прослеживается положительная динамика аттестации педагогов на высшую категорию: в начале 2010-2011 учебного года высшую категорию имели 18% педагогов, к началу 2014 года их количество возросло до 82%.
•    Педагоги ДОУ регулярно печатаются в местных СМИ  и ежегодном Сборнике научно-практической конференции по здоровьесбережению, публикуют свои разработки на педагогических сайтах.
•    Возросла методическая активность педагогов: наши ДОУ активно участвуют в городских семинарах с обобщением передового педагогического опыта (см. приложение).
•    С 2010 года воспитанники ДОУ регулярно участвуют в городском конкурсе детских проектов «Мой проект» с интересными проектами естественно-научного направления.
•    В 2013 году ДОУ заняло первое место в муниципальном этапе областного конкурса «Детский сад года-2013», продемонстрировав современные подходы к экологическому образованию дошкольников».
•    В 2010 и 2011 году ДОУ становилось призером Муниципального конкурса «Организация воспитательно-образовательной деятельности и оздоровления детей на прогулке летом в дошкольных образовательных учреждениях Миасского городского округа»
•    Экологическое воспитание детей выбрано как направление углублённой работы по самообразованию 5 воспитателями;
•    В группах обновлена и пополнена предметно – развивающая среда в соответствии с принципами построения ПРС;
•    Улучшилось качество организации воспитательно– образовательного процесса;
•    Показатели качества познавательного развития детей характеризуются стабильностью с тенденцией постепенного увеличения:
Образовательная область «Познание»- количество детей с высоким уровнем освоения данной области

2010-2011 учебный год    24%
2011-2012 учебный год    27%
2012-2013 учебный год    32%

  В 2013 году  мы повторно изучили возможные затруднения педагогов при организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
На основании анализа ответов педагогов, уровень затруднений по всем видам деятельности при организации экологического воспитания значительно снизился:  методика организации игровых обучающих ситуаций по экологии вызвала затруднения у 2% педагогов;
 организация семейных проектов экологической направленности- 0%; организация деятельности детей на экологической тропе ДОУ- 1%;  методика проведене экологических досугов -0%;
 методика применения моделей в экологии-0%;
 организация труда детей на участке- 1%;
 организация труда детей в экологическом центре- 2% педагогов.
 В настоящее время в ДОУ создана профессиональная общность единомышленников, укрепляются традиции, направленные на сближение, взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
 Таким образом, отмечаем, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности при организации экологического воспитания детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него такие важные качества, как инициативность и самостоятельность.  



Заключение


Практическая значимость данного опыта работы заключается в  применении  руководителями и старшими воспитателями ДОУ разработанных деятельностных форм работы с педагогами (семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры); локальных актов для организации смотров и конкурсов развивающей среды и детского творчества; форм работы с родительской общественностью; анкет для родителей и карт изучения затруднений педагогов при организации экологического воспитания дошкольников.



Список литературы


 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 26 декабря 2012г.
2.Приказ №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.
3.Белая К.Ю. Педсовет в ДОУ. Подготовка и проведение. М., Сфера,2005г.
4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., Сфера,2004г.
5. Волобуева  Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами ДОУ. М., Скрипторий, 2004г.
6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002г.
7.Давыдова О.И., Майер А.А.,Богославец А.А. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ. СПб., Детство-пресс, 2008г.
8.»Детство»- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования,Спб, Детство-пресс, 2011г.
9. Жукова Р.А. Педсоветы в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград, 2006г.
10.Минкевич Л.В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении. М.2012г.
11.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М., Скрипторий, 20008г.
12. Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.
13. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.  (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
14.Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. — 2007 -№ 1.