Cовременные подходы к экологическому образованию дошкольников
В 2013 году МБДОУ № 102 принимало участие в областном конкурсе «Детский сад года-2013». Тема конкурса в этом году- «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников»
Наш детский сад- на протяжении многих лет работает над проблемой экологического образования детей.
В апреле 2013 года по результатам Муниципального этапа областного конкурса «Детский сад года – 2013» наше ДОУ было признано лучшим.
Экологическое образование относится к образовательной области «Познание», находится во взаимосвязи с другими образовательными областями.
Интеграция образовательных областей «Познание» и «Здоровье» осуществляется через совместную познавательно-исследовательскую деятельность: «Как сохранить воду чистой?», проекты «Наши друзья- витамины», «Лекарственная корзина».
Наблюдая за посадкой семян для огорода, ухаживая за комнатными растениями, осуществляется интеграция областей «Познание» и «Труд».
Интеграцию областей «Познание» и «Музыка» обеспечивает проведение музыкальных досугов «Праздник волшебной воды»- 22 марта, «День Земли»- 22 апреля, День птиц- 1 апреля.
В течение года старшими дошкольниками придуманы разнообразные коллажи на природоохранную тематику, которые затем были оформлены в жалобную книгу природы.
Традиционным стало проведение конкурса чтецов «В мире природы», где дети учатся выражать себя через художественное слово, рисунки, костюмы.
Летом и осенью в лесной зоне Ильменского хребта проводятся спортивные досуги, где дети не только закрепляют ОВД и играют в подвижные игры, но и наблюдают за растительным и животным миром Уральских гор.
По результатам тематических недель дети с воспитателями изготовили много книжек-самоделок по различным темам: «Сказки Ушинского», «Мои любимые животные», «Творчество В.Бианки».
Интеграцию областей «Познание» и «Социализация» осуществляется через организацию сюжетно-ролевых и режиссерских игр экологического содержания, в том числе- авторских.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания экологической культуры, в ДОУ организован постоянно действующий семинар.
В рамках семинара были проведены различные мероприятия: тренинги для педагогов,
Круглые столы, консультации, педагоги ДОУ представляли опыты своей работы перед коллегами,
показывали для коллег мастер-классы по лепке, изо-деятельности.
В течение года в ДОУ проводились тематические недели экологического направления: «»Земля- наш общий дом», «Волшебница- вода», «»Наши пернатые друзья», «Творчество В. Бианки».
Бережное отношение к природе у дошкольника трудно воспитать, если родители не заинтересованы в этом.
В нашем ДОУ проводятся такие формы работы с родителями, как мастер-классы, анкетирования, родительские собрания, экскурсии , субботники, праздники.
Здесь представлены результаты анкетирования родителей по теме «Экологическое образование дошкольников», проведенного в сентябре 2012г.
99 % родителей знают, что ДОУ занимается проблемой экологического воспитания детей.
86% родителей- не оставляют мусор в природе, поддерживают чистоту возле дома, во дворе
55 % родителей подкармливают птиц зимой.
В ДОУ проводятся традиционные выставки детско-родительских поделок, рисунков , фотогазет.
Хорошей традицией стало проведение ежегодных акций природоохранной направленности: «Птичья столовая», «Посади дерево», «Волшебница вода».
Проектная деятельность предполагает участие воспитанников, педагогов, родителей,
способствует отражению индивидуальности ребенка. Каждая группа реализовывала в течение года различные проекты. Здесь представлены результаты некоторых из них.
Родители принимают участие в обустройстве детских участков
Наши педагоги много внимания уделяют предметно- развивающей среде. В оформлении групп используются поделки и пособия, созданные при непосредственном участии детей.
Ежегодно с февраля в каждой группе высаживаются огороды на окне с цветочными и овощными культурами.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в группах созданы уголки ученого.
Для организации коммуникативной и игровой деятельности во всех группах педагогами вместе с детьми созданы различные макеты в соответствии с возрастом детей: для младшего возраста- «Подворье», «Кто живет в лесу?», «Морские обитатели», для старших дошкольников- «Природные зоны»- тундра, тайга, степь, пустыня, макеты по творчеству писателей, пишущих о природе- Бианки, Чарушин, Ушинский, Пришвин.
Для организации исследовательской деятельности педагоги используют многофункциональные магнитные мольберты, на которых дошкольники могут самостоятельно или под руководством взрослых моделировать процессы, происходящие в природе (круговорот воды, пищевые цепочки).
Материалы о своей деятельности по экологическому образованию дошкольников педагоги ДОУ публикуют в городских газетах, сборниках Научно-практической конференции по здоровьесбережению, а также на сайте ДОУ- mbdou 102 miass.ru
Таким образом, в результате большой проведенной работы, преобразились участки для прогулок, пополнилась предметно-развивающая среда групп, повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания, уровень экологической воспитанности дошкольников. Наш детский сад занял 6 место среди детских садов Челябинской области. Мы не останавливаемся на достигнутом, у наших педагогов много творческих новых идей, которые ждут своего воплощения.
Сугрина Н.Ф.,
старший воспитатель
МБДОУ № 102