Доминантное музыкально-речевое занятие в

подготовительной группе

 

         Открытый показ на городском методическом объединении

музыкальных руководителей.

 

                                                Музыкальный руководитель: МБДОУ№102

      Власова Л.П.

 

Цель:

- комплексное развитие музыкальности детей.

- обогащение детей музыкальными впечатлениями.

- расширение кругозора

- формирование позитивных эмоций к сказочным персонажам.

 

Задачи :

 - Формировать и развивать подвижность речевого аппарата, снять напряжённость артикуляционных мышц

- Учить определять жанр и характер произведения, форму.

-Учить различать средства музыкальной выразительности:

   (Регистр, темп, динамика )

- Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.       

- Совершенствовать различные виды ходьбы.                                                        

- Развивать чувство ритма. Учить передавать характер про­изведения в игре на музыкальных инструментах.

 - Развивать пальчиковую, ручную и общую моторику.

 -Вызывать интерес к творчеству композитора П.И.Чайковс­кого.

Материал:

          - Иллюстрации ( по зиме)

           -Оформление центральной стены в виде зимнего леса.

           - Различные музыкальные инструменты.

          - Пособие «Симфонический оркестр»

          - Кукла Баба Яга; механическая игрушка Баба Яга, тряпичная кукла Лешего

           - Портрет П.И.Чайковского, аудиозапись «Баба Яга» из «Детского альбома»

    Звучит песня «Зимняя сказка», дети цепочкой заходят в зал.

 

   Муз. рук: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы отправимся на прогулку в          зимний сказочный лес. А прежде чем мы отправимся на прогулку, я приглашаю вас на разминку

***Музыкально- ритмическая разминка « Весёлые дети»

Муз. рук: Ну что, ребята, устали немного? Сейчас мы отдохнём и сделаем себе массаж, чтобы укрепить своё здоровье.

***Массаж биологически-активных зон « Наступили  холода» для    профилактики простудных заболеваний

*** Фонопедическое  упражнение «Мороз» (по методу В. Емель­янова)

Муз.рук:

Вышел на просторы погулять мороз.

«Топ-топ! Чап-чап!» — 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берез.

«У!» — короткие, «острые» звуки в высоком регистре на раз­ной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

«Ш...» — потирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!.. П!..» — постепенно опуская руки вниз.

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р...», резко раз­водить их в стороны.

Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,

И радуются снегу и мальчики, и девочки.

 

Муз.рук: Ну вот мы и готовы идти на прогулку.

          (Слышится завывание ветра .Запись)

Муз.рук: Ребята, слышите ветер завывает. Кажется, сказка уже начинает­ся. Давайте как снежинки полетим и сядем на стульчики и по­смотрим что же будет?

          (дети садятся на стульчики)

           Вот уже и снежные хлопья полетели   .

*** Танец снежинок—балеринок

Муз.рук: (показывает иллюстрации и читает худ. слово)

         - Замела пурга белый путь,

          Заставляет в снегах потонуть.

           Резвый ветер уснул на пути.

           Ни проехать в лесу ни пройти.

-Ребята, а на чём же мы доберёмся до леса? (санки, лыжи)

-Давайте   садитесь   скорее   в   санки,   берите    колокольчики    и отправимся с вами в путь.

*** Упражнение «Санки»  /Воспитатель  подыгрывает на бубенцах/

 Муз.рук: Вот мы и приехали в зимнийлес

 Он полон сказок и чудес.

Кладите сюда колокольчики (дети кладут колокольчики в коробку)

(муз.рук читает художественное слово, а воспитатель в это время снимает

занавес с центральной стены)

-Чародейкою зимою

 Околдован лес стоит…

 И под снежной бахромою

 Чудной жизнью он блестит!

 Зимний лес, волшебный лес

Много ты таишь чудес!


Муз.рук: А вот и первые жители нас встречают- Снеговики (Игрушки)

          Это пер­вые  помощники Деда Мороза

           Мы с вами знаем игру про снеговика

 

*** Голосовая игра « Снеговик»

Лепим мы снеговика  -        «Лепим руками снежки»

Из пушистого снежка

Вот слепили ком большой -    нарисовать большой круг пальчиками в воздухе, спеть                        голосом низкий звук «А»

Ком второй чуть-чуть поменьше - нарисовать средний круг пальчиками в воздухе, спеть                        голосом средний звук «А»

Третий- это голова - нарисовать маленький круг пальчиками в воздухе, спеть                        голосом высокий звук «А»

Шапка будет из ведра- Бумс!    - Положить правую ладонь на голову

Нос – морковка                   -Показать удлиненный нос, спеть звук «»У

А глаза - два весёлых уголька!   - Показать глаза, спеть 2 коротких  звука «Э»

Всё! Готов наш снеговик,       - Развести руки в стороны

У него довольный вид!

Рот смеётся до ушей             -Показать руками растянутый рот, спеть звук «И»

Веселит он малышей!           - Похлопать в ладоши

 

      ( Звучит запись «Баба Яга « П.И. Чайковского)

Муз.рук:   Ребята, слышите, вы узнали эту музыку?

Дети:             Это пьеса « Баба яга»

Муз.рук:   Кто написал эту музыку?

Дети:            П.И.Чайковский

Муз.рук:   Что делает Баба Яга в лесу?

Дети:       Летает в своей ступе, колдует, варит зелье, пугает путников

Муз.рук.   А вот и сама Баба Яга к   нам    пожаловала (Воспитатель   выносит   механическую игрушку Бабы Яги, ставит её .Она ходит, кружится, раздаётся её хохот)

Муз.рук:  Смотри-ка, ещё и смеётся над нами.

Ребята, а вы знаете, что название Баба Яга произошло от древ­него слова «ягать», то есть, кричать, ругаться. Какая музыка была по характеру?

Дети:        Страшная, злая, сердитая, тревожная, колючая, недовольная

Муз.рук:   Какие средства музыкальной выразительности использовал компози­тор, чтобы создать злой образ Бабы Яги?

Дети:        Быстрый темп, резкая перемена динамики, то громко ,то тихо, отрывистые звуки

Муз.рук:   В исполнении какого оркестра звучало это произведение?

Дети:        Симфонического

Муз.рук:   Назовите     какие     вы     знаете  инструменты     симфонического оркестра? (показывает пособие, дети называют)

Дети:       Скрипки, виолончели, контрабас, труба, туба, фагот, гобой, флейта, литавры, тарелки

Муз.рук: Давайте сейчас возьмем инструменты и попробуем передать злой образ Бабы Яги в своей игре.

*** Оркестр (Дети озвучивают пьесу «Баба Яга» П.И.Чайковского)

Муз.рук:  Ребята, к вам на новый год какая Баба Яга приходила?

Дети:       Добрая, потому что помогла забрать огоньки у Снежной коро­левы, играла с нами

Муз.рук:   А вы хотите, чтобы к вам пришла добрая Баба Яга? ( Да)

Но что же нам сделать со злой Бабой Ягой? Давайте её прев­ратим в добрую при помощи волшебных слов

* * *  Речевая  игра «Чуфыр- чуфыр» ( авторская)

(Произносить таинственно)

Чуфыр! Чуфыр!      – делать руками круговые движения в воздухе

Сотрём всю злость до дыр – растирать ладоши

Пусть доброта придёт, – развести руки  в сторону

А злоба вся уйдёт!      - отбросить руки от себя

Пусть светит солнца луч  - поднять руки вверх

Не будет в небе туч       - помахать руками

Пусть сбудутся мечты,

И улыбнёшься ты!    - растянуть улыбку

(Воспитатель выносит вторую куклу  Бабы-Яги - добрую)

Муз.рук:    А вот и наша Бага-Яга,добрая. Хотите я про неё песню спою?

*** Песня    Бага-Яга   (Группа АриэльНу и ветер свищет)

Муз.рук:    Какой образ Бабы-Яги  в этой песни?

Дети:       - Баба Яга добрая, даже немного грустная. Живет одна в лесу скучно ей.

                     Один Леший только её навещает, да Змей Горыныч…

Муз.рук :   Что помогло композитору создать этот характер? Какая мелодия в песне?

Дети:       Мелодия спокойная,  напевная

Муз.рук:   Какой это жанр в музыке? (Песня)

Да это современная эстрадная песня

Муз.рук:    Бага-Яга наша грустная, а мы ее сейчас развеселим, споём Веселую распевку-дразнилку

*** Распевка «Уж ты бабушка Яга»(авторская)

Уж ты бабушка Яга   ха-ха-ха, ха-ха-ха  - слоги пропевать в высоком регистре

Не боимся мы тебя    бя-бя-бя, бя-бя-бя  - слоги пропевать в среднем регистре

Костяная ты нога     га-га-га, га-га-га    - слоги пропевать в низком регистре

Будем мы любить тебя бя-бя-бя,бя-бя-бя - слоги пропевать в среднем регистре

Муз.рук: Давайте, ребята споём нашу любимую песню про Бабу Ягу

*** Песня «В тёмном лесе есть избушка»

В конце песни воспитатель не заметно к Бабе -Яге на плечо пристраивает тряпичную куклу - Лешего. Муз.рук глядит и как-бы пугается.

Муз.рук  Мы так громко пели, что Лешего разбудили теперь его задобрить надо, давайте с ним поиграем.

*** «Игра Леший» (авторская)

Муз.рук : Вот и закончилась наша, ребята, прогулка в лес, а сейчас мы сядем в свои саночки и отправимся в свою группу.

(Дети «уезжают» из зала)