Доминантное музыкально-речевое занятие в
подготовительной группе
Открытый показ на городском методическом объединении
музыкальных руководителей.
Музыкальный руководитель: МБДОУ№102
Власова Л.П.
Цель:
- комплексное развитие музыкальности детей.
- обогащение детей музыкальными впечатлениями.
- расширение кругозора
- формирование позитивных эмоций к сказочным персонажам.
Задачи :
- Формировать и развивать подвижность речевого аппарата, снять напряжённость артикуляционных мышц
- Учить определять жанр и характер произведения, форму.
-Учить различать средства музыкальной выразительности:
(Регистр, темп, динамика )
- Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
- Совершенствовать различные виды ходьбы.
- Развивать чувство ритма. Учить передавать характер произведения в игре на музыкальных инструментах.
- Развивать пальчиковую, ручную и общую моторику.
-Вызывать интерес к творчеству композитора П.И.Чайковского.
Материал:
- Иллюстрации ( по зиме)
-Оформление центральной стены в виде зимнего леса.
- Различные музыкальные инструменты.
- Пособие «Симфонический оркестр»
- Кукла Баба Яга; механическая игрушка Баба Яга, тряпичная кукла Лешего
- Портрет П.И.Чайковского, аудиозапись «Баба Яга» из «Детского альбома»
Звучит песня «Зимняя сказка», дети цепочкой заходят в зал.
Муз. рук: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы отправимся на прогулку в зимний сказочный лес. А прежде чем мы отправимся на прогулку, я приглашаю вас на разминку
***Музыкально- ритмическая разминка « Весёлые дети»
Муз. рук: Ну что, ребята, устали немного? Сейчас мы отдохнём и сделаем себе массаж, чтобы укрепить своё здоровье.
***Массаж биологически-активных зон « Наступили холода» для профилактики простудных заболеваний
*** Фонопедическое упражнение «Мороз» (по методу В. Емельянова)
Муз.рук:
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» — 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» — короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
«Ш...» — потирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!.. П!..» — постепенно опуская руки вниз.
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири.
Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р...», резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики, и девочки.
Муз.рук: Ну вот мы и готовы идти на прогулку.
(Слышится завывание ветра .Запись)
Муз.рук: Ребята, слышите ветер завывает. Кажется, сказка уже начинается. Давайте как снежинки полетим и сядем на стульчики и посмотрим что же будет?
(дети садятся на стульчики)
Вот уже и снежные хлопья полетели .
*** Танец снежинок—балеринок
Муз.рук: (показывает иллюстрации и читает худ. слово)
- Замела пурга белый путь,
Заставляет в снегах потонуть.
Резвый ветер уснул на пути.
Ни проехать в лесу ни пройти.
-Ребята, а на чём же мы доберёмся до леса? (санки, лыжи)
-Давайте садитесь скорее в санки, берите колокольчики и отправимся с вами в путь.
*** Упражнение «Санки» /Воспитатель подыгрывает на бубенцах/
Муз.рук: Вот мы и приехали в зимнийлес
Он полон сказок и чудес.
Кладите сюда колокольчики (дети кладут колокольчики в коробку)
(муз.рук читает художественное слово, а воспитатель в это время снимает
занавес с центральной стены)
-Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит!
Зимний лес, волшебный лес
Много ты таишь чудес!
Муз.рук: А вот и первые жители нас встречают- Снеговики (Игрушки)
Это первые помощники Деда Мороза
Мы с вами знаем игру про снеговика
*** Голосовая игра « Снеговик»
Лепим мы снеговика - «Лепим руками снежки»
Из пушистого снежка
Вот слепили ком большой - нарисовать большой круг пальчиками в воздухе, спеть голосом низкий звук «А»
Ком второй чуть-чуть поменьше - нарисовать средний круг пальчиками в воздухе, спеть голосом средний звук «А»
Третий- это голова - нарисовать маленький круг пальчиками в воздухе, спеть голосом высокий звук «А»
Шапка будет из ведра- Бумс! - Положить правую ладонь на голову
Нос – морковка -Показать удлиненный нос, спеть звук «»У
А глаза - два весёлых уголька! - Показать глаза, спеть 2 коротких звука «Э»
Всё! Готов наш снеговик, - Развести руки в стороны
У него довольный вид!
Рот смеётся до ушей -Показать руками растянутый рот, спеть звук «И»
Веселит он малышей! - Похлопать в ладоши
( Звучит запись «Баба Яга « П.И. Чайковского)
Муз.рук: Ребята, слышите, вы узнали эту музыку?
Дети: Это пьеса « Баба яга»
Муз.рук: Кто написал эту музыку?
Дети: П.И.Чайковский
Муз.рук: Что делает Баба Яга в лесу?
Дети: Летает в своей ступе, колдует, варит зелье, пугает путников
Муз.рук. А вот и сама Баба Яга к нам пожаловала (Воспитатель выносит механическую игрушку Бабы Яги, ставит её .Она ходит, кружится, раздаётся её хохот)
Муз.рук: Смотри-ка, ещё и смеётся над нами.
Ребята, а вы знаете, что название Баба Яга произошло от древнего слова «ягать», то есть, кричать, ругаться. Какая музыка была по характеру?
Дети: Страшная, злая, сердитая, тревожная, колючая, недовольная
Муз.рук: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать злой образ Бабы Яги?
Дети: Быстрый темп, резкая перемена динамики, то громко ,то тихо, отрывистые звуки
Муз.рук: В исполнении какого оркестра звучало это произведение?
Дети: Симфонического
Муз.рук: Назовите какие вы знаете инструменты симфонического оркестра? (показывает пособие, дети называют)
Дети: Скрипки, виолончели, контрабас, труба, туба, фагот, гобой, флейта, литавры, тарелки
Муз.рук: Давайте сейчас возьмем инструменты и попробуем передать злой образ Бабы Яги в своей игре.
*** Оркестр (Дети озвучивают пьесу «Баба Яга» П.И.Чайковского)
Муз.рук: Ребята, к вам на новый год какая Баба Яга приходила?
Дети: Добрая, потому что помогла забрать огоньки у Снежной королевы, играла с нами
Муз.рук: А вы хотите, чтобы к вам пришла добрая Баба Яга? ( Да)
Но что же нам сделать со злой Бабой Ягой? Давайте её превратим в добрую при помощи волшебных слов
* * * Речевая игра «Чуфыр- чуфыр» ( авторская)
(Произносить таинственно)
Чуфыр! Чуфыр! – делать руками круговые движения в воздухе
Сотрём всю злость до дыр – растирать ладоши
Пусть доброта придёт, – развести руки в сторону
А злоба вся уйдёт! - отбросить руки от себя
Пусть светит солнца луч - поднять руки вверх
Не будет в небе туч - помахать руками
Пусть сбудутся мечты,
И улыбнёшься ты! - растянуть улыбку
(Воспитатель выносит вторую куклу Бабы-Яги - добрую)
Муз.рук: А вот и наша Бага-Яга,добрая. Хотите я про неё песню спою?
*** Песня Бага-Яга (Группа Ариэль…Ну и ветер свищет)
Муз.рук: Какой образ Бабы-Яги в этой песни?
Дети: - Баба Яга добрая, даже немного грустная. Живет одна в лесу скучно ей.
Один Леший только её навещает, да Змей Горыныч…
Муз.рук : Что помогло композитору создать этот характер? Какая мелодия в песне?
Дети: Мелодия спокойная, напевная
Муз.рук: Какой это жанр в музыке? (Песня)
Да это современная эстрадная песня
Муз.рук: Бага-Яга наша грустная, а мы ее сейчас развеселим, споём Веселую распевку-дразнилку
*** Распевка «Уж ты бабушка Яга»(авторская)
Уж ты бабушка Яга ха-ха-ха, ха-ха-ха - слоги пропевать в высоком регистре
Не боимся мы тебя бя-бя-бя, бя-бя-бя - слоги пропевать в среднем регистре
Костяная ты нога га-га-га, га-га-га - слоги пропевать в низком регистре
Будем мы любить тебя бя-бя-бя,бя-бя-бя - слоги пропевать в среднем регистре
Муз.рук: Давайте, ребята споём нашу любимую песню про Бабу Ягу
*** Песня «В тёмном лесе есть избушка»
В конце песни воспитатель не заметно к Бабе -Яге на плечо пристраивает тряпичную куклу - Лешего. Муз.рук глядит и как-бы пугается.
Муз.рук Мы так громко пели, что Лешего разбудили теперь его задобрить надо, давайте с ним поиграем.
*** «Игра Леший» (авторская)
Муз.рук : Вот и закончилась наша, ребята, прогулка в лес, а сейчас мы сядем в свои саночки и отправимся в свою группу.
(Дети «уезжают» из зала)