РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

                                                                                            

                                                                                                                               Власова Л.П.

музыкальный руководитель

Дети должны жить в мире

  красоты,игры,сказки,музыки,

 рисунка,фантазии,творчества.

В.А.Сухомлинский 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

    Наш дошкольное учреждение  работает по Основной общеобразовательной программе «Детство» Бабаевой Т.И.,  Гогоберидзе А.Г., которая обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с  Девиз программы: «Чувствовать, познавать, творить».

      Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

       В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являютсяздесьосновополагающими.

      До введения ФГОС в ДОУ проводились несвязанные между собой    занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. 

       Это  привело к  вопросу об использовании интегрированного подходав образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция разных видов детской деятельности.

       Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1 . Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.

 2. Развитие потенциала самих воспитанников  побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 3. Использование различных видов деятельности   поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

   4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

         Педагогический процесс в ДОУ- это интеграция образовкательных областей.

          Методы и приемы, используемые при интеграции разных видов детской деятельности:                                                                                                       

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
  • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

         Требования к структуре НОД:

     Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач:

1.Сохранение здоровья ребенка.

2.Развитие базовых качеств личности.

3.Предоставление равных стартовых возможностей

     Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Мы делаем  акцент на    художественно-эстетическое направление  и сейчас   хотим поделиться опытом  и рассказать, как проходит интеграция  в нашем ДОУ.

        В этом году мы реализовали цикл непосредственно образовательной деятельности «Времена года».

         Осенью  мы провели музыкально- художественную деятельность по теме: «Такая разная осень».

        Дошкольники слушали музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди, отображали образ осени  в своих рисунках акварелью и гуашью.

        Осень в рисунках детей предстала не только  хмурой, грустной, дождливой, но и золотой, радостной, торжественной.

        Дети определяли настроение музыки и двигались в танце – импровизации «Капли дождя». 

        Продуктивная деятельность  детей нашла отражение в музыкальных книжках- шкатулках, где дети выражали свои впечатления.

            В феврале,   провожая зиму, ребята обобщили знания об этом времени года. Дети читали стихи, слушали  классическую музыку, превращались в снежинок, изображали вьюгу, метель, используя свои голосовые возможности, сравнивали  разные образы зимы, подбирая к ним соответствующие эпитеты, играли в речевые, пальчиковые и подвижные игры, делали массаж биологически активных зон, становились музыкантами и играли в оркестре, участвовали в танцевальной импровизации на музыку П.И.Чайковского «Вальс  снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

       В заключение дети вновь отразили свои впечатления в рисунках, используя для рисования восковые мелки с акварелью, ватные палочки и другие принадлежности. И всё это стало возможным благодаря интеграции, которая включает в себя постоянную смену детской деятельности, что не приводит к перенапряжению детей.

          Тема весны отразилась в музыкальном досуге «Пришла весна – прилетели птицы».

        Дети   слушали и узнавали голоса птиц, пели песни, загадывали загадки, изображали птиц в танце, играли в игры,   а в завершение лепили птиц из пластилина и делали их из бумаги в технике «Оригами»,   которыми и украсили зал.

  Такое живое погружение в творческую, продуктивную    деятельность воспитывает устойчивый интерес к искусству, расширяет и углубляет знания об окружающем мире, развивает эмоционально- волевую сферу, создаёт условия проявления индивидуальности каждого ребёнка.

        Наш цикл «Времена года» завершится в летний период, где детям предстоит прожить один день из жизни леса, став насекомым, цветком, птицей или деревом.

          Таким образом, в результате проведенной работы, уровень творческих способностей  дошкольников значительно повысился. В начале 2012-2013 года высокий уровень имели 35% детей, в конце учебного года  их количество возросло до 52%.

         Следовательно, интеграция музыки и художественного творчества- это действенное средство духовного развития ребёнка, его творческих способностей, где успешно решаются задачи и воспитания  и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе, обществу, природе, формируются особенности поведения и сознания ребёнка.