Консультация для педагогов

Формирование фонематического слуха через игру.

Цель: 

1.  Повысить компетентность педагогов в вопросах:

  • Планирования и проведения НОД по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте;
  • развития фонематического слуха у воспитанников.

2.  Познакомить с особенностями и  эффективными способами использования специальных игр и упражнений для формирования фонематического слуха;

В настоящее время, когда были приняты новые ФГОС, вся работа с воспитанниками должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво и правильно говорить.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать и различать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих  фонематической функции (фонем слух +фонем восприятие = фонемат функция). 
Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.
Но все мы знаем, что:
- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование не только звукопроизношения, но и на речевое и интеллектуальное развитие  в целом ;
- дети с нарушением фонематического слуха часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно;
- для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
- несомненна связь формирования фонематических представлений и лексико-грамматических категорий.

Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к таким проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.
Поэтому, оченьважнодоначалаобученияграмоте, чтениюиписьмупроверить - сформированлиувашегоребенкафонематическийслух, внормелиегопроизношение.

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых) , например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть  разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Наиболее часто дети  путают звуки  похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению) . Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь, щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.

Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной дошкольной педагогике. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляцион-ного  аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. /Слуховоевнимание/
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте (особенно для усвоения русского языка). Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития. Очень важно  создать и обеспечить необходимые условия для развития фонематического слуха.  

Развитие фонематического слуха должно начинаться с младшего дошкольного возраста. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Этапы развитияфонематическогослуха

Первый этап - узнавание неречевых звуков /младший возраст – 1-3 этап/.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. /музык инструменты, разнообразные колокольчики, погремушки,  игрушки – пищалки, Нельзя музигрушки, аудиозаписи. /

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. /игрушки - шумелки/

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. /с любыми инструментами и предметами – повторять ритмический рисунок/.

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силеивысоте.

Игра "Узнай кто тебя зовет".  Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. /с любыми инструментами и предметами – повторять ритмический рисунок/.

Третий этап - различение сходных по звучанию слов.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. /с любыми инструментами и предметами – повторять ритмический рисунок/.

Четвертый этап - различение слогов. /Средний возраст – 4-5 этап /

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. /с любыми инструментами и предметами – повторять ритмический рисунок/.

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Таким образом, фонематический слух должен быть развит до момента обучения грамоте!

 

Задача в повседневной деятельности детей обращать особое внимание на следующие показатели:

- умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;

- умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;

- отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)

Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

В процессе занятий по обучению грамоте развивается фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – это способность слышать, выделять, различать фонему (звук) из потока звуков (в слове), т.е. не просто звук, а речевой звук.

В русском языке – 42 фонемы.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э - 6.

Согласные звуки: 36.

Гласные – когда мы произносим гласные звуки губы, зубы и язык преграду воздуху не делают. Согласные – наоборот. Учим щупать звук!!!

Согласные – звонкие-глухие, твердые-мягкие.

Выделение звука в слове:

  • выделение гласного звука из начала слова под ударением – ослик, астры, утка;
  • выделение гласного звука в конце слова под ударением – лиса, внизу, пальто;
  • выделение гласного звука из начала слова без ударения - акно, улитка;
  • выделение гласного звука в конце слова без ударения -  ;
  • выделение гласного звука в середине слова под ударением /односложное слово – двусложное и т.д./;
  • выделение гласного звука в середине слова без ударения /двусложное-трехсложное и т.д./;
  • выделение согласного звука в конце слова;
  • выделение согласного звука из начала слова;
  • выделение согласного звука в середине слова /односложное слово – двусложное и т.д./.

 

Приложение

Игры на развитие фонематического слуха

Красный-белый

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый.

Поймай рыбку

Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Кто больше слов придумывает

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: мяч, фанты.

Описание игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказаное кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Кто внимательнее

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: картинки на определенный звук.

Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенный мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, сумка, стакан, слон, скамейка. Дети говорят: "с". Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются на со звука с». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игру можно усложнить.

Будь внимателен

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, куриц, автобус.

Описание игры: Обращаясь к детям, Педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

Отстукивание слогов

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Угадай слово

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевертыши

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова

Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать. 

Памятка

Выделение звука в слове:

  • выделение гласного звука из начала слова под ударением – ослик, астры, утка;
  • выделение гласного звука в конце слова под ударением – лиса, внизу, пальто;
  • выделение гласного звука из начала слова без ударения - акно, улитка;
  • выделение гласного звука в конце слова без ударения -  ;
  • выделение гласного звука в середине слова под ударением /односложное слово – двусложное и т.д./;
  • выделение гласного звука в середине слова без ударения /двусложное-трехсложное и т.д./;
  • выделение согласного звука в конце слова;
  • выделение согласного звука из начала слова;
  • выделение согласного звука в середине слова /односложное слово – двусложное и т.д./.

 

Памятка

Выделение звука в слове:

  • выделение гласного звука из начала слова под ударением – ослик, астры, утка;
  • выделение гласного звука в конце слова под ударением – лиса, внизу, пальто;
  • выделение гласного звука из начала слова без ударения - акно, улитка;
  • выделение гласного звука в конце слова без ударения - книга ;
  • выделение гласного звука в середине слова под ударением /односложное слово – двусложное и т.д./ - кот, шорты, далеко;
  • выделение гласного звука в середине слова без ударения /двусложное-трехсложное и т.д./ - лиса,  грибочек;
  • выделение согласного звука в конце слова – дом, клоп, комот, самолет;
  • выделение согласного звука из начала слова – лук, рыба, корзина;
  • выделение согласного звука в середине слова /односложное слово – двусложное и т.д./ - оса, бусы, молоко.