Материалы

Организация  питания в ДОУ        

 

При организации питания дошкольников учреждение руководствуется:

  • Сборником «Организация питания детей  в дошкольном учреждении» - Министерство образования и науки Челябинской области  2005 года, под ред. В.В. Садырина, сост. Г.Н. Панкратова;
  • Санитарно - эпидемиологическими правилами  и нормами СанПиН  2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. № 91 
  • Приказом по МДОУ № 102 «Об организации питания в ДОУ» от  10.08.2011 № 1 п.17
  1. Пищеблок в МБДОУ полностью оснащен всем необходимым технологическим оборудованием, который находится в хорошем состоянии. Отремонтировали  кухонное оборудование  на пищеблоке: элетрокипятильник, электросковорода,  жарочный шкаф. Все оборудование и инвентарь промаркированы: вымеренные с указанием объема блюд;  посуда и инвентарь обрабатывается только разрешенными моющимися средствами, строго по инструкции.
  2. Старшей медсестрой ведутся журналы:
  • «учета прохождения медосмотра сотрудниками»;
  • «журнал здоровья работников пищеблока» - ежедневно.

  Все сотрудники обеспечены спецодеждой при работе с пищей

  1. В учреждении имеется необходимый набор продуктов на 10 дней:
  • крупы, мука, сахар хранятся в металлических емкостях с крышкой, изготовленных из нержавеющей стали.
  • Овощи хранятся в деревянных мерах
  • Баночная продукция – на легкообрабатываемых металлических стеллажах;
  • Мясо и мясопродукты хранятся в морозильной камере
  • Молоко и молочные продукты в холодильной установке ШХ
  • Рыба и рыбопродукты в холодильнике ШХ 400М

Сроки  реализации всех продуктов соблюдаются, просроченных продуктов в ДОУ нет. На молочные продукты есть сертификат качества. На мешках с крупами, сахаром, мукой, макаронными изделиями имеются ярлыки, где указана дата выпуска и срок хранения (завхоз ведет тетрадь для ярлыков).

Завхоз  ведет амбарный журнал, где отмечает дату, приход, расход и остаток продуктов, и журнал контроля за качеством поступающего сырья – журнал бракеража сырой продукции.

  1. В МБДОУ имеется  и своевременно ведется вся необходимая документация по организации питания.

      Повара работают строго по технологическим картам по приготовлению блюд в соответствии сборника «Организации питания в ДОУ».

  1.  Ежедневно стараемся разнообразить меню,   чтобы оно обладало достаточной энергетической и биологической ценностью, соответствовало физиологическим возрастным потребностям детей.

 

  1. В целях организации контроля за приготовлением пищи в ДОУ создана комиссия по закладке основных продуктов. Закладку повара производят по утвержденному графику руководителем ДОУ  и в присутствии старшей мед. сестры или членов комиссии, в соответствии с количеством заявленных детей. Наличие контрольных блюд постоянно.
  2. На пищеблоке имеются и соблюдаются санитарно-гигиенические условия работниками пищеблока при приготовлении и раздачи пищи. Имеется отдельный цех  для  сырой продукции, цех для обработки овощей, цех для обработки вареных продуктов, цех для мытья посуды и инвентаря.

9. Ежедневно старшей медсестрой осуществляется контроль за качеством готовой пищи, берутся пробы готовых блюд и хранятся в холодильнике, который находится в кабинете мед. сестры.

          В ДОУ ведется документация ст. мед. сестрой:

  • На каждом холодильнике журнал регистрации температуры холодильного оборудования.
  • Журнал брокеража сырой продукции
  • Журнал бракеража готовой продукции
  • Журнал контроля  закладки продуктов
  • Накопительная ведомость продуктов питания

         При раздаче готовых блюд соблюдается:

  • график выдачи, в соответствии с режимом возрастных групп
  • вся посуда в группах промаркирована
  • в каждой группе в мойке имеется инструкция для обработки посуды
  • каждая группа соблюдает сервировку столов при приеме пищи детьми
  • остатки пищи после собираются младшими воспитателями в специальную тару с крышкой и выносятся в специально отведенное место для хранения отходов в течение дня.

        Воспитатели учат детей:

  • Соблюдать культурно- гигиенические навыки перед и после приема пищи
  • Культуре поведения за столом
  • Пользоваться столовыми приборами, в соответствии с возрастом
  • Выполнять обязанности дежурных по столовой, в зависимости от возраста
  • Знакомят с новыми названиями блюд. Повторяют знакомые.

Но не во всех группах эта работа проводится на должном уровне. Это было выяснено после тематической проверки по организации питания в группах. Разработаны  предложения.

В течении всего осеннее – зимнего и весеннего периода в ДОУ проводится  витаминизация:

  • лимонный напиток
  • напиток шиповника
  • дрожжевой напиток
  1. Ежемесячно контролируется и анализируется выполнение натуральных норм питания и их стоимость. Делаются определенные выводы и корректировка при заказе продуктов и составлении меню.
  2.  для контроля по организации питания руководителем, в ДОУ имеется:
  • Программа производственного контроля
  • циклограмма контроля руководителем МБДОУ за организацией питания
  • план – программа «Организация питания в МБДОУ»
  1.  Для охраны труда работников пищеблока созданы необходимые условия.

Два  раза в год проводится повторный инструктаж по охране труда на кухне:

  • Инструкция по пожарной безопасности в учреждении
  • Инструкция по охране труда при кулинарных работах
  • Инструкция по ОТ при работе с кухонной электроплитой
  • Инструкция по ОТ при работе с электромясорубкой
  • Инструкция по ОТ при работе с электротитаном
  • Инструкция по ОТ при работе с жарочным шкафом
  • Инструкция при мытье посуды
  • Инструкция при уборке помещений
  • Инструкция для кухонного рабочего

   При поступлении работника на работу проводится вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

  Один раз в год проводится инструктаж по должностным обязанностям (при поступлении и ежегодно в августе). При необходимости внеплановый и целевой.

  Сложившаяся в дошкольном учреждении система организации питания - контроль за выполнением натуральных норм с еженедельным анализом (по накопительной) и последующей корректировкой, -  позволили приблизить выполнение натуральных норм питания в МБДОУ к показателям  по городу, а некоторые и улучшить.

 Анализ выполнения натуральных норм продуктов  по МДОУ  за 2012 год (в %)

 

Наименование продуктов

По ДОУ

По городу

Мясопродукты

90

72,9

Рыбопродукты

100

83,1

Крупа, макаронные изделия

98,4

96,0

Яйцо

 56,2

79,6

Молочные продукты

85

91,8

Сливочное масло

79,9

90,4

Сахар

99,3

106,3

Картофель

80,4

86,3

Овощи

86

70,6

Фрукты

70

36,3

 

Способствующие факторы:

  1. Достаточен  комплекс активных форм работы по организации питания
  2. Взаимодействие всех подразделений связанных с организацией питания.  

Препятствующие факторы:

  1. Нет старшей медсестры.

Перспективы:

  1. Составление 10 дневного меню

 

Осуществление работы ДОУ по организации питания детей можно оценить на  оптимальном  уровне.