Анализ состояния образовательного процесса

             

Реализация образовательной деятельности ДОУ в 2012-2013 учебном году осуществлялась в соответствии:

  • С Концепцией дошкольного воспитания;
  • С  Программой развития ДОУ;
  • С планом работы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
  • Основной программой реализуемыми в ДОУ (Общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе)

     Отслеживание уровней усвоения детьми  программного материала осуществлялось на основании Мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной  программы дошкольного образования (рекомендации ГОУ ДПО «ЧИПиПКРО»).

     Рассмотрим  уровни усвоения детьми разделов используемых в образовательном процессе за три года: 2008-2009, 2009-2010г и 2010-2011г.

 учитывая, что в каждый из отслеживаемый период количество детей было неодинаковым, воспользуемся относительной величиной в % соотношении:

 

Образовательная область «Здоровье»

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2011-2012

36,2%

58%

5,8%

2012-2013

44

54

0

 

Образовательная область «Физическая культура».

Уровень усвоения детьми данной  области  

 

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

34%

63%

3%

2011-2012

35%

62%

3%

2012-2013

33

64

3

 

По данной области  по сравнению с прошлым годом увеличилось  незначительно количество детей, отнесенных к среднему уровню с 62%   до 64 % .

 

 Образовательная область «Коммуникация».

Уровень усвоения детьми данной области   

 

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2009-2010

32%

60,6

7,4%

2010-2011

34%

58%

8%

2011-2012

27%

61%

12%

2012-2013

28

57

15

 

По данной  области  за прошедший учебный год увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень усвоения данной образовательной области с 27% в 2011-2012г до 28% в 2012-2013 уч.г.  

  

Образовательная область «Познание».

Уровень усвоения детьми данной  области

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2011-2012

30%

61%

9%

2012-2013

30

62

8

 

Т.к. ДОУ углубленно работает над проблемой экологического воспитания детей, нами была разработана педагогическая диагностика представлений детей по экологии и уровня экологической воспитанности.

 

 

2011-2012

2012-2013

2011-2012

2012-2013

2011-2012

2012-2013

Критерии

Высокий уровень,%

Средний уровень,%

Низкий уровень

%

1.Уровень умений осуществлять практическую деятельность в природе

39

42

61

58

-

-

2.Отношение ребенка к животным и растениям в естественных условиях

56

58

44

42

-

-

3.Сформированность представлений о природе

54

56

65

44

1

-

4.Уровень экологической воспитанности детей

42

45

57

55

1

-

5.Уровень освоения программного содержания

52

54

48

46

-

-

 

Образовательная область «Художественное творчество».

 Уровень усвоения детьми данной  области  

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2011-2012

30%

61%

9%

2012-2013

34

62

4

     В целом, по данной области, наблюдается   увеличение  числа детей с высоким  уровнем усвоения,   количество дошкольников, имеющих низкий уровень усвоения   снизилось на 5%.

 

Образовательная область «Музыка».

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

39

61%

-

2011-2012

24,3

74%

1,7

2012-2013

19

79

2

По данной  области  за два последних года сократилось количество детей, имеющих высокий уровень освоения, возросло на 5% число детей  со  средним  уровнем освоения.

 

Образовательная область «Труд».

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

45%

53%

 2%

2011-2012

32%

64%

 4%

2012-2013

35

63

2

По данной  области по сравнению с прошлым годом возросло количество детей, отнесенных к высокому  уровню – с 32%до 35%. Уменьшилось число  с низким уровнем усвоения - с 4 % до 2% .

 

Образовательная область «Социализация».

Учебные годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2009-2010

39%

58%

 3 %

2010-2011

40%

58%

 2 %

2011-2012

32%

59%

 9 %

2012-2013

30

63

7

   По данной  области по сравнению с прошлым годом    повысилось  количество детей, отнесенных к среднему  уровню   (с 59%  до 63%), снизилось число дошкольников,  освоивших данную область на низком уровне с 9%  до 7%.

 

 Образовательная область «Безопасность».

Уровни по учебным годам

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

2011-2012

43%

54,4%

2,6%

2012-2013

40

53

7

 

  Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Уровни по учебным годам

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

2011-2012

33%

62%

5%

2012-2013

32

61

7

 

Результаты итогового мониторинга образовательного процесса в  МБДОУ № 102   на конец  2012 – 2013  учебного года   (программа «Детство»).

 

 

 

 

 

 

группа

                 УРОВНИ

 

 

                                                                 Разделы  программы.

 

итог  по выполнению программы

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

 Познание

Коммуникация

Чтение худ\лит-ры

Худож. творчество

Музыка

 

Подготовиельная №1

в

11

38

26

62

80

31

23

38

43

19

46%

с

89

62

 73

38

19

65

73

62

57

81

54 %

н

-

-

 

-

1

4

4

-

-

-

-

 

 

 

Подготовиельная №2

В

15

38

 7

11

4

15

11

12

9

19

12

С

81

58

77

84

85

50

54

77

11

77

73

Н

4

4

16

5

11

35

34

11

70

4

15

 

Старшая  

В

28

38

32

64

44

48

36

8

32

16

36%

С

72

58

 68

36

56

52

64

92

68

84

64%

Н

-

4

9

-

-

-

-

22

-

-

-

Средняя №1

В

39

38

39

58

58

39

19

58

58

15

11,6%

С

61

58

50

42

38

46

58

42

42

81

 87%

Н

-

4

11

-

4

15

23

-

-

4

1,4%

 

Средняя №2

В

27

32

11

15

11

11

19

31

-

20

15%

С

73

62

89

 85

89

85

77

69

96

76

81%

Н

-

4

-

-

-

4

4

-

4

4

           4%

 

2 младшая 

В

37

15

30

26

41

26

33

19

41

18

12 %

С

56

85

52

 63

37

48

34

44

56

78

73%

Н

7

19

18

11

22

26

33

837

3

4

15%

 

1 младшая 

В

75

32

 59

7

42

38

54

59

42

24

23%

С

25

62

41

17

46

29

37

41

29

76

59%

 

Н

-

4

-

3

12

33

8

-

29

-

8

 

итого:  

В

 

44

33

29

35

40

30

28

32

31

19

 30%

С

54

64

64

52

53

54

57

61

51

79

 64%

Н

5,8

3

7

3

7

17

15

7

15

2

 6%

                           

 

 

Выполнение  программы   за 2012-2013 учебный год составляет  94%.

 

Анализируя приведённые выше результаты, можно обратить внимание на следующие обстоятельства:

 

  1. По всем критериям абсолютное большинство детей имеют средний уровень развития.
  2. Наиболее высокие показатели достигнуты по освоению детьми образовательной области «Безопасность», «Здоровье», «Труд».
  3. Значительное снижения качества заметны в областях: «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Следовательно, необходимо наметить работу по повышению качества образования по этим образовательным областям.

Одна из годовых задач на 2013-2014 учебный год:

  1. Совершенствовать работу по развитию связной монологической и диалогической речи дошкольников.

 

   Сравнительная диаграмма выполнения программы

                     за последние три года:

 

   

 Анализ  мониторинга развития интегративных качеств детей группы.

2012-2013уч.год.

 

  

Уровень развития интегративных качеств дошкольников

 

Физически развитый

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения

Способный управлять своим поведением

Сособный решать интеллект задачи

Имеющий первичные представления о себе, семье…

 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Овладевший необходимыми умениями и навыками

 

Овладевший необходимыми умениями и навыками

 

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

средн

высокий

низк

Сред

Высокий

Низкий

Средний

высокий

 

средн

высокий

низк

средн

высокий

 

 3,6

51,5

44,5 

3,5

53

43

3

56

57

5,4

51

40

5,2

62

33

13,6

53

39

6

62

32

4,8

55,6

37

6,2

53

41

 

 

 

 

 

 

 

   Таким образом, наибольшее количество детей с высоким уровнем выявлено по таким интегративным качествам, как «эмоционально отзывчивый» - 57%, «любознательный, активный» - 43%, «овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности» - 41%, «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» - 39%.

    Недостаточно высокие показатели по таким интегративным качествам, как «способный управлять своим поведением» - 33 % воспитанников имеют высокий уровень развития данного качества  и 5,2% - низкий уровень развития. По интегративному качеству «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» - 40% детей с высоким уровнем и 5,4% - с низким.

    В связи с этим, одной из годовых задач на 2013-2014 учебный год является: «Совершенствовать работу по созданию условий для развития игровой деятельности детей с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку» т.к. именно в игровой деятельности развиваются навыки общения и способы взаимодействия со сверстниками, а также способность управлять своим поведением.

 

Анализ образовательной работы с детьми от 2 до 3-х летнего возраста.

 

Состояние

группа развития

всего детей,  % за 2010-2011 уч.год

всего детей,  % за 2011-2012 уч.год

всего детей,  % за 2012-2013 уч.год

итог

нормальное

первая

3 ребенка- 15%

6 детей-47%

6 детей-47%

+32%

 

вторая

17 детей- 80%

13детей-39,5%

13детей-39,5%

-40,5%

третья

1 ребенок- 5%

2 ребенка-9%

2 ребенка-9%

+4 %

пограничное

четвертая

        ------------

1 ребенок-4,5%

1 ребенок-4,5%

+4,5%

 

 

Анализ  адаптации вновь прибывших детей  (2012-2013 год)                           

Уч. год

Характер адаптации

Легкая

Средней тяжести

Тяжелая

Крайне тяжелая

2011-2012

     73%

 

    19%

 

      8%

 

-

 

2012-2013

34%

50%

16%

-

 

 Причины тяжелой адаптации: частые болезни детей, излишняя опека родителей, низкая сформированность культурно-гигиенических навыков.

 

 

 

Результаты диагностики готовности детей к школе  в МБДОУ № 102

Количество выпускников в 2012-2013г. - 50  чел.

 

 

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

Причины

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Школьная зрелость

18

 

36

30

60

2

4

отказ родителей от специализированного детского сада

2

Мотивационная готовность

27

 

54

23

46

-

-

3

Интеллектуальная готовность

22

 

36

26

60

2

4

4

Эмоционально-волевая

25

 

50

23

46

2

4

5

Готовность в сфере самосознания

27

 

54

23

46

-

-

 

6

Физическая готовность

28

 

56

22

44

-

-

7

Коммуникативная готовность

27

 

54

23

46

-

-

Итого

25

 

50

24

47,8

0,8

2,2

Готовность детей к школе составляет 98%.

 

Сравнительная диаграмма готовности к школе выпускников

за последние три учебных года.

     Исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод: дети к обучению в школе готовы — у них хорошо развиты мыслительные операции (синтез и анализ),   школьная мотивация, неплохая интеллектуальная подготовка,    достаточно развиты коммуникативные способности, что очень важно при адаптации выпускника к  школе.
Но, наряду с положительными результатами, диагностика выявила и слабые стороны, это:

а) недостаточно развиты волевые процессы;

 б) слабый уровень готовности в эмоционально-волевой сфере и сфере самосознания;

в) недостаточно сформирована мелкая моторика;

г) недостаточно развито произвольное внимание и связная речь.

    В  следующем учебном году обратить внимание педагогов на развитие умений доводить начатое до конца, игр и упражнений на формирование произвольного внимания, мелкой моторики, эмоциональной сферы, связной речи.

 

 Способствующие факторы:

  1.  Взаимодействие педагогического коллектива  и родителей.
  2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку.

              3.     Большой опыт и стаж работы большинства педагогов.

 

Препятствующие факторы:

 

  1. Недостаточно разработаны формы работы по развитию эмоционально-волевой сферы,  самосознания и волевых процессов детей.

Решение проблемы: 

1. Усилить контроль за реализацией всех компонентов школьной готовности в течение года.

2.Запланировать и провести консультации и семинар-практикум развитию мелкой моторики рук.

    

      Характеризуя работу педколлектива в учебном году по программе «Детство», можно сделать вывод, что выполнение программы и подготовка детей к школе   определяется выше среднего уровня усвоения программы. Анализ результатов, представленных в диаграммах, позволяет заключить, что в целом уровень образования детей является достаточным. Полученные результаты во многом обусловлены качеством используемой  образовательной программы.

 

Анализ эффективности работы логопункта.

      В ДОУ работает логопункт, куда зачисляются дети после сентябрьского ПМПк. В конце года на ПМПк подводятся результаты работы с этими детьми.

Эффективность работы логопункта за 2010-2013 годы:

Учебный год

Количество

зачисленных

детей

Количество выпущенных детей

Оставлены на логопункте

 

 

С хорошей речью

Со

значительными

улучшениями

 

2010-2011

21чел

18чел-  89%

2 чел-  9%

1 чел-   2%(часто болеющий)

2011-2012

20чел

18чел-   90%

2 чел-  10%

-

2012-2013

20чел

18чел-   90%

2 чел-  10%

-

    Таким образом, количество выпущенных с хорошей речью детей   за последний год осталось прежним- 90% . Количество детей, выпущенных со значительными улучшениями -10%,  дошкольников, оставленных следующий год на логопункте - нет.

 

Количество детей, направленных по результатам

диагностики логопеда на ГПМПк:

Учебный год

Количество детей, направленных на ГПМПк

Результат

2010-2011

8

2реб- В д\с №18, 2 реб- в д\с №87,

1 реб оставлен в ДОУ № 102, 3 родителей отказались от прохождения ПМПК 

2011-2012

3

2 реб- в ДОУ № 22, 1 реб- в ДОУ № 87

2012-2013

4

2 реб- в ДОУ № 22, 2 реб- в ДОУ № 87

Количество детей, направленных на ГПМПк увеличилось с  3 до 4  человек.

    

год

Число родителей, отказавшихся от прохождения ПМПк

Число родителей, отказавшихся от специализированного детского сада, причины.

2011-2012

-

3 чел. Страх, что ребенок не адаптируется к новому коллективу.

2012-2013

-

4 чел. Близость д/с к дому.

     Таким образом, в 2012-2013 учебном году  реализация  образовательного процесса осуществлялась на достаточном уровне.